– Внесение изменений в действующий бюджет – это рабочий момент, ведь реальные, «живые», цифры отличаются от плановых. Например, в настоящее время доходы федерального бюджета превысили предусмотренные на 237,6 миллиарда рублей. Связано это в основном с поступлением дополнительных ненефтегазовых доходов.
Мы использовали эти средства на увеличение финансирования по ряду статей. Например, дополнительно 70 миллиардов рублей пойдут на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства. Финансирование транспортной инфраструктуры увеличится на 28,2 миллиарда. На 6 миллиардов вырастут расходы на социальную сферу. В итоге общий объем средств, направленных в этом году на «социалку», – 3,8 триллиона рублей. Это более чем на 20% выше уровня прошлого года.
– Вы выступили соавтором ряда поправок к этому документу. Пожалуйста, расскажите о них поподробнее.
– Изо всех них я хотел бы акцентировать внимание на дополнительных мерах поддержки АПК. Всем известно, что летом многие регионы РФ пострадали от засухи. Мы с коллегами выступили с инициативой о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, выданным на проведение мероприятий по ликвидации последствий засухи. Суть состоит в следующем: уплата непогашенных остатков бюджетных кредитов откладывается на 10 лет с 2023 по 2032 год, что позволит «разгрузить» пострадавшие регионы.
И это не единственная мера по поддержке села. Мы направили 40 миллиардов на увеличение уставного капитала Россельхозбанка. Это позволит увеличить кредитный портфель банка, что, в свою очередь, обеспечит удовлетворение кредитной потребности российского АПК, которая в настоящее время уже превысила 1,5 триллиона рублей. Важность этих изменений поддержали мои коллеги по комитету. В итоге они вошли в принятый закон.
– Вы принимали активное участие и в подготовке федерального бюджета на 2013-2015 годы. Какие приоритеты отражены в документе?
– На протяжении ближайших 3 лет самые большие средства будут направлены на обеспечение социальных гарантий населения. В 2013 году расходы по соответствующей статье увеличатся по сравнению с уровнем 2012 года более чем на 60 миллиардов рублей. А в целом за три года на реализацию социальной политики будет выделено 12,5 триллионов рублей.
Также отмечу, что социальные ориентиры заложены и в бюджеты субъектов РФ. К примеру, в Воронежской области в проекте бюджета на следующий год свыше 75% всех расходов предусмотрено именно на социальную поддержку населения и выплату заработной платы. В частности, регион планирует направить до 9 миллиардов рублей на повышение зарплаты 80 тысяч сотрудников бюджетной сферы – это работники учреждений здравоохранения, дошкольного образования и так далее.
– Кроме «бюджетных» вопросов, Вы также работали над постановлением Государственной Думы об основах единой денежно-кредитной политики нашей страны на ближайшие три года. Расскажите о нем.
– Основные направления единой денежно-кредитной политики – это, по сути, план работы Центрального Банка РФ на ближайшие три года. Государственная Дума «принимает его к сведению» и, ориентируясь на общие задачи экономической политики страны, представляет свои предложения, дополнения и замечания.
Например, в качестве основной цели своей работы в ближайшие три года Центробанк обозначил снижение инфляции. Мы согласны, что это необходимо, но против того, чтобы для достижения этой цели Центробанк повышал ставку рефинансирования. Ее рост приводит к росту стоимости кредитов и сокращению количества денег в экономике.
Важным экономическим показателем является отношение наличных и безналичных денег, находящихся в экономике к ВВП. У нас он сейчас 42%, в то время как в развитых странах 80–100%, а у экономики Китая – около 160%. То есть реальному сектору едва хватает финансовых ресурсов для ведения текущей деятельности, не говоря уже об инвестициях в основной капитал. Если денежная масса продолжит сокращаться, то может начаться спад производства.
– С помощью каких инструментов, в таком случае, можно замедлить инфляцию, сохранив доступность кредитов?
– Государственная Дума работает сейчас над комплексом мер по законодательному регулированию инфляции. Так, одна из основных причин ускорения инфляции в текущем году – рост тарифов на услуги естественных монополий, поскольку он спровоцировал удорожание потребительских товаров. Следовательно, необоснованный рост цен на рынке ЖКХ необходимо ограничить.
Для решения этого и других вопросов наш комитет (прим. ред. – комитет ГД по бюджету и налогам) принял решение о создании в своей структуре нового подкомитета. В его ведении будут находиться все вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики, валютного регулирования и работы Центрального банка РФ.
Будучи председателем этого подкомитета, я уверен, что это очень важные направления работы. Ведь стабильность платежной системы позволяет обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами реальный сектор экономики, а значит – создать условия для реализации бюджетной политики и как итог, достижения основных целей работы государственной власти – экономического развития нашей страны, роста социальных гарантий, повышения уровня жизни россиян.
Центральный Банк РФ определил снижение инфляции до 5-6% в 2013 году и до 4-5% в 2014 и 2015 годах в качестве основной цели денежно-кредитной политики на ближайшие три года. Напомним, что по предварительным итогам 2012 года инфляция составит 7%.
Государственная Дума приняла на прошлой неделе комплекс поправок в Бюджетный Кодекс. С 1 января 2013 года в бюджеты городов и поселений будут перечисляться штрафы за нарушение правил благоустройства и плата за использование лесным фондом, поступавшие ранее в областные бюджеты. А с 2014 года местные бюджеты пополнят и как минимум 10% поступлений от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла. В результате доходы местных бюджетов возрастут на 50 миллиардов рублей в год.