Катализатором цепной реакции послужило письмо, адресованное ректору ВГУ. Под весьма неоднозначным текстом поставили свои подписи представители Воронежского областного отделения «Союза офицеров», казачьей станицы «Головачевская», общественно-патриотического движения «Зелена Лента» и ряда других организаций, тем самым выразив резкую критику деятельности профессора ВГУ, заведующего кафедрой общего языкознания и стилистики Иосифа Абрамовича Стернина.
Основное содержание письма, если не отвлекаться на лирические отступления и детали, сводится к следующему: оппоненты Иосифа Стернина выразили крайне негативное отношение к публичным выступлениям профессора, раскритиковали ученого за пропаганду мата и, по их мнению, некорректные объяснения этимологии некоторых слов. Авторы послания не только усомнились в компетенции известного филолога, но и усмотрели в его действиях признаки сотрудничества с зарубежными фондами.
При этом особенно много вопросов вызывает запоздалое предание огласке текста, направленного «общественниками» еще в марте. Слишком уж велик соблазн связать данный инцидент с проведением факультетского собрания, посвященного выборам кандидата на пост декана. И правда, среди наиболее распространенных трактовок инцидента – разжигание межнациональной розни, перипетии «предвыборной гонки» и противостояние между кафедрами лингвистики, на давнюю историю которого намекают и лица, близкие к филологической среде.
Пока в этой ситуации не ясны все причинно-следственные связи. Студенческое сообщество и Интернет-пользователи, в большинстве своем, заняли позицию Иосифа Абрамовича, некоторые активисты даже начали сбор подписей в поддержку профессора. Что касается реакции руководства вуза, то в своем микроблоге Дмитрий Ендовицкий обозначил позицию однозначно: «профессора Стернина я в обиду не дам».
ПОЗИЦИИ СТОРОН
К сожалению, в ходе подготовки этого текста не удалось поговорить с Иосифом Абрамовичем напрямую, ввиду его отсутствия в городе. Хотя его позиция была обозначена в интервью федеральному интернет-изданию. Мы связались с представителями «обвиняющей» стороны, а также с заведующей кафедрой русского языка Людмилой Михайловной Кольцовой, которая неоднократно прямо упоминалась в контексте данного конфликта.
Итак, вероятность националистической природы конфликта, по мнению Иосифа Абрамовича, крайне высока. Вне зависимости от контекста, авторитетный ученый чаще всего в своих комментариях по этому вопросу акцентировал внимание, что он входит в Гильдию лингвистов-экспертов по информационным и документационным спорам и, естественно, сотрудничество с правоохранительными органами – неотъемлемая часть его жизни. В частности, в его практике был случай с представителем «Союза офицеров» народного ополчения имени Минина и Пожарского», обвиняемым в разжигании межнациональной розни. Иосиф Абрамович усмотрел националистическое содержание в текстах, предложенных для экспертизы, однако казаки обвинили уважаемого лингвиста в клевете. Вывод по данной экспертизе не совпал с точкой зрения, высказанной коллегой по филологическому факультету, заведующей кафедрой русского языка.
Валентина БОБРОВА, организатор ОПД «Зеленая лента»:
– Если честно, о внутренних делах на филологическом факультете я узнала впервые буквально на днях, из интервью самого Иосифа Абрамовича. Так что никакой связи с перипетиями на филфаке и нашими действиями нет, я действовала с позиции гражданина. Я не могу сказать ничего плохого лично об этом профессоре, однако и подпись свою ставила далеко не бездумно: я ознакомилась с некоторыми из его работ. И некоторые моменты меня не то чтобы возмутили, но насторожили. Например, в одной из борисоглебских школ ученик пятого класса показал фрагмент учебника «Культура общения», в числе авторов которого и Иосиф Абрамович. Там для разбора предложено стихотворение Агнии Барто: «Мы курим сигаретки, И дым вдыхаем едкий, А все из-за родителей: Чтоб было убедительней — Мы взрослые! Не детки!» В сочетании с заданием проанализировать данное стихотворение и определить, какие роли играют дети, – это все очень напоминает пропаганду курения. Как это расценивать, я не знаю. В целом, сейчас мы ждем ответа от московских профессоров, которые также заинтересовались деятельностью Иосифа Абрамовича и должны вынести свой вердикт.
Людмила Михайловна КОЛЬЦОВА, заведующая кафедрой русского языка:
– Не буду отрицать, что в некоторых вопросах мои взгляды расходятся с позицией Иосифа Абрамовича Стернина. Однако такое, в некотором смысле «противостояние», не выходит за рамки цивилизованного общения. В целом, мне кажется, что данная ситуация получила слишком большой резонанс – особенно когда факультет, можно сказать, выбирает дальнейшую судьбу. Более логично было бы прийти к какому-то компромиссу и поддерживать спокойную атмосферу. Дискуссии подобного плана крайне сомнительны и, мягко говоря, негативно сказываются на репутации факультета, вуза и даже города. Экспертиза же, о которой шла речь в интервью, действительно, имела место быть. Наши мнения относительно экстремистского характера сообщения разошлись, и рассмотрение продолжилось – уже другими специалистами.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Ученый совет факультета рекомендовал на должность декана Ольгу Анатольевну Бердникову, доктора филологических наук, профессора кафедры русской литературы XX века. Заседание ученого совета факультета, на котором решался вопрос о выборе кандидата на деканский пост, состоялось под руководством ректора университета 12 апреля. Перед коллегами со своими программами выступили два претендента: Андрей Анатольевич Фаустов, заведующий кафедрой русской литературы 19 века, и Ольга Анатольевна Бердникова. По результатам обсуждения представителями научного сообщества большинство голосов было отдано Ольге Бердниковой. Ее кандидатура будет рассмотрена на заседании ученого совета университета, по результатам которого будет решен вопрос о назначении на должность декана по заключении контракта (сроком до 5 лет).
В целом, конечно, жаль, что внутрифакультетские дела стали достоянием общественности: ведь сам факт того, что «сор» оказался вне стен вуза, дискредитирует одну из самых интеллигентных профессий.
«ГЧ» будет следить за развитием событий.
P.S. Уважаемые читатели, Иосиф Абрамович Стернин не стал комментировать эту ситуацию, поскольку ранее уже были даны достаточно подробные комментарии и интервью. Дабы облегчить вам поиск материалов по данной теме, предлагаем вашему вниманию интервью, которое наиболее полно отражает его позицию:
"Московские новости": Иосиф Стернин: «Очень смешно говорить, что я враг языка»