Голос мира: Как рождается православный колокол?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Голос мира: Как рождается православный колокол?

24 апреля 2019 / просмотров – 1718
Верую!

Величественный, державный, жизнеутверждающий – он заставляет остановиться и отвлечься от сиюминутных дел, обратить свои мысли к вечному. Появление бронзового гласа Церкви всегда было окутано тайной. Секреты колокололитейного дела уходили вместе с мастерами, оставляя после себя только шлейф утихающего звона. Сегодня искусство литья перерождается, и у читателей «ГЧ» есть возможность увидеть все своими глазами.

Звучная архангельская труба
В истории христианства первое упоминание об использовании колокола при богослужении относится к IV веку. Церковное предание отсылает нас к святому Павлину Милостивому, епископу Ноланскому. Однажды ему привиделся ангел с полевыми цветами колокольчиками, которые при сотрясании переливались чудесным звоном. Форма этого нежного растения и была взята за основу будущих колоколов, которые стали использоваться для созыва прихожан к службе.

К моменту крещения Руси этот громогласный инструмент уже прочно вошел в церковный обиход. Однако именно в нашей стране он получил особое значение.

С чем это связано? В Европе колокольный звон играет второстепенную роль, его даже могут заменить на электронный вариант. Важнее, чтобы во время богослужения звучал живой орган и хор. В православных храмах совсем иной подход: прочие музыкальные инструменты тут не допустимы. Только колокол может задать настроение и создать атмосферу службы, поэтому к нему столь бережное отношение.

Соборная звонница

Еще одно различие русских и западных колоколов заключается в строении и способе использования. Как приводятся в действие и насколько объемно звучат наши колокола, объяснять не приходится. В католических церквях действует совершенно другая система: там звонари раскачивают не язык, а весь колокол. За счет этого удается воспроизвести точную ноту, но она уже будет лишена дополнительных полутонов. 


Русские колокола считаются «соборными», то есть вобравшими в себя широкий спектр обертонов. Они соединяются в благозвучном аккорде, переливаются, создавая при этом целую палитру насыщенных звуков. Целые династии литейщиков шли к этому не одно столетие, вырабатывая идеальный утонченный профиль и состав сплава колокола.
К сожалению, в годы богоборчества эти настоящие произведения искусства, равно как и технологии производства, которые каждым мастером хранились в тайне, были утрачены. В стране, чей образ неразрывно связан с разливающимся над широкими просторами трезвоном, наступила тишина.

Возрождение забытых традиций
В конце 80-х годов прошлого века, когда десятилетиями стоявшие в запустении церкви вновь стали наполняться жизнью, возникла необходимость и в колокололитейном производстве. Однако возобновить его оказалось не так просто: мастерам приходилось действовать буквально на ощупь и как в старину путем проб и ошибок искать нужное сочетание формы и материала.

Одним из таких первопроходцев стал Колокололитейный завод Анисимова, возродивший дело дореволюционных воронежских мастеров – братьев Самофаловых. Еще в XIX веке их имя звучало на всю страну, а ювелирная работа ценилась настолько высоко, что ее можно было увидеть даже в одной из главных церквей государства – Храме Спаса на крови. Теперь также громко, но уже на весь мир заявляет о себе предприятие «Вера» (название завода – прим. ред.), на котором и побывали корреспонденты «ГЧ».

В своей работе воронежские специалисты практикуют сочетание испытанных технологий прошлых веков, на которых создали себе славу Моторины – создатели Царь-колокола, и Оловянишниковы, а также новейших разработок в области настройки, моделирования и регулирования звука.

«Основатель и гендиректор нашего завода – Валерий Николаевич Анисимов буквально с нуля разработал технологию производства. По крупинкам собирал информацию о старинных методиках литья в библиотеках, делал расчеты, рисовал формы, пробовал разные варианты сплавов, подбирал температуру охлаждения. И в итоге попал именно в те ноты, которые нужны были для подбора, ведь колокол – это, прежде всего, музыкальный инструмент», – поясняет начальник литейного производства Виталий Наветный.


Точное предсказание
Наработанный с годами опыт впоследствии позволил команде предприятия создать компьютерную программу, с помощью которой можно не просто смоделировать будущий колокол, но даже услышать его звучание. Об этом нам рассказал инженер-акустик завода Олег Бадерников.

«Сегодня каждый новый профиль перед передачей в производство проходит этап компьютерного моделирования и проверку звучания в подборе колоколов. Такой подход позволяет не только исключить появление на свет неблагозвучных колоколов, но и спроектировать новый профиль таким образом, чтобы нота и тембр будущего инструмента гармонировали с уже существующим у заказчика ансамблем», – уточнил специалист.

Заранее просчитать можно и зависимость звучания от места расположения колоколов. С помощью программы выясняют, в каком проеме звонницы, на какой высоте, в каком положении друг к другу они будут взаимодействовать лучше всего.

«Такой математически выверенный анализ иногда подсказывает неожиданные даже для нас самих нестандартные решения», – подчеркнул акустик.

Неповторимый звук
Между тем, специалисты объясняют, даже несмотря на высокоточные современные технологии предугадать 100 % звучание колокола довольно сложно.

«Во время отливки колокола могут возникнуть различные факторы, которые сложно учесть изначально, в результате чего может получиться немного иной звук, чем предполагалось», – комментирует Олег Бадерников.

Настроить колокол как любой другой музыкальный инструмент, например, гитару или фортепьяно, невозможно. Если нужно добиться определенного звука, есть возможность проточить колокол, его форму, но это можно сделать только с небольшими колоколами.

«Как правило, у благовестников настолько богатый спектр, что даже не имеет смысла их точить, – добавляет Олег. – Колокол – это как букет. Ударяя в него, вы слышите целое разнообразие тонов. Бывает так, что сначала преобладает один, потом второй становится более ярким и так далее. Каждый колокол уникален. Не бывает двух одинаковых по звучанию. Даже если мы зададимся целью найти идентичные по нотам, по весу и другим параметрам, и сравним их в программе, они все равно будут разные. Да, по основному тону они могут идеально совпасть, но тембр всегда будет индивидуальный».

По неповторимому голосу некоторые колокола даже получают собственные имена. Так, например, на звоннице Ростовского кремля установлен 8-тонный «Лебедь», который был назван так за красивый трубный звук. В целом в старину народ живо откликался на качество звона, и если колокол выбивался из общего ансамбля, то мог получить и такое специфическое название, как «Баран», «Козел» или «Беспутный».
Такой знакомый и родной

Сегодня услышать колокола завода Анисимова можно едва ли не в любой точке Земли. Они звучат на тысячах звонниц православных церквей и монастырей. Насладиться их голосом, например, могут прихожане Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, Соловецкого и Валаамского монастырей, храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках в Москве, Никольского морского собора в Кронштадте, а также учащиеся и гости Гарвардского университета в США.

В 1930-е годы советское правительство продало Гарвардскому университету колокола из звонницы Свято-Данилова монастыря по цене обычной бронзы. В 2008 году они были возвращены на историческое место, а университет получил точные копии

На данный момент завод выполняет крупный проект Министерства обороны – изготавливает набор колоколов для Главного храма Вооруженных сил России, строительство которого ведется на территории парка «Патриот» в Московской области. Воронежским мастерам предстоит сделать 18 колоколов общим весом более 20 тонн.

Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации откроется 9 мая 2020 года, в день 75-летия Победы в Великой Отечественной войне

Четко по инструкции
Корреспондентам «ГЧ» посчастливилось засвидетельствовать появление этого ансамбля. Экскурсия по производственным цехам началась с огромной ямы, в которой обычно заливаются крупные колокола. На момент нашего посещения там проходила нарядка, то есть украшение главного и крайнего колокола в ансамбле – 10-тонного благовестника.

Как поясняет управляющий директор предприятия Валерия Анисимова, обычно мастера предприятия сами прорабатывают нарядку колоколов, но в этом случае заказчик предоставил уже готовый проект со всеми необходимыми схемами и расчетами. 


«Убранство колоколов перекликается с орнаментами, которые будут украшать храм. Они отражают тему Победы в Великой Отечественной войне, небесных покровителей русского воинства. Все большие колокола, начиная от 780 кг, посвящены конкретным родам войск. Например, благовестник весом 4,2 тонны символизирует сухопутные войска, – уточняет Валерия. – Главный колокол прямо сейчас украшается медальонами с изображением ключевых событий Великой Отечественной войны. Тут и оборона Брестской крепости, Смоленское сражение, Сталинградская и Курская битвы и другие баталии».

Непосредственное изготовление колокола начинается с установки вертикальной балки – оси, вокруг которой будет накладываться шаблон изделия. Затем по нему уже формируется основание из кирпича, сверху, словно колпак, надевается стержневой ящик – форма, внутрь которой впоследствии заливается специальная смесь. После ее застывания получается керамический стержень – пустота будущего колокола.

«Следом мы устанавливаем уже модельный шаблон. Сначала обкладываем его песком, иными словами набираем толщину колокола. На последнем этапе – 5-8 миллиметров покрываем воском, – объясняет начальник литейного производства. – Затем уже художники наплавляют восковую нарядку – приклеивают барельефы, орнамент, иконы и надписи. Это фальш-модель колокола. Именно таким образом он будет выглядеть в металле».

После этого ее накрывают опокой – специальной металлической рамой, в которую снова заливается формовочная смесь. В застывшем виде она образует верхнюю часть формы для заливки металла. В итоге у мастеров есть керамический стержень, формирующий полость колокола, и своеобразная форма-колпак, которая надевается сверху. В пространство между ней и стержнем и заливается бронза.

 

Мастера наплавляют барельефы на восковую модель благовестника. Для того чтобы материал был эластичным и не застыл раньше времени, в яме всегда должна поддерживаться определенная температура. На весь этап нарядки конкретно этого колокола по проекту должно уйти около 8 рабочих дней. Полный цикл производства 10-тонника занимает 2 месяца

Колокола изготавливаются из специальной бронзы – подготовленного сплава меди (80 %) и олова (20 %). Температура плавления превышает 1100 ºС

 

Колокол в форме остывает 4 дня. Затем снимается опока, сам колокол сдергивается со стержня, выбиваются все остатки формовочной смеси. Рабочие приступают к обработке получившегося изделия – обрабатывают его песком, делая колокол матовым, полируют или патинируют

 

Екатерина Мельникова
239-09-68
36glch@gmail.com
Лариса Карпызина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели