По мнению законодателей, новация поможет сократить нагрузку на госсуды и позволит увеличить инвестиционную привлекательность и деофшоризацию российской экономики.
Документ будет решать два принципиальных блока вопросов. С одной стороны, регулировать процедуру третейского разбирательства, устанавливать требования к арбитрам, порядок вынесения, приведения в исполнение и отмены приговоров. С другой – будет совершенствовать процесс формирования постоянно действующих арбитражных учреждений, прежде всего, за счет установления минимальных требований к внутренним документам и их организации.
Как пишет справочно-правовая система «Право», российские и международные третейские суды должны будут получать у правительства «разрешения на работу», за исключением старейших российских арбитражей – МАК и МКАС при ТПП, а также судов ad hoc: «Разрешение смогут получить суды, у которых есть правила арбитража, не противоречащие нынешнему закону, и список рекомендованных арбитров, обладающих репутацией в профессиональном сообществе».
Законопроектом вводится институт независимых органов контроля над арбитражем. Отмечается, что новые суды смогут создаваться только при некоммерческих организациях. В них обязательным будет формирование комитетов по назначениям и их ежегодная ротация.
Предлагается установление ответственности некоммерческих организаций, при которых создано постоянно действующее арбитражное учреждение, и арбитров. Так, санкции будут наложены на такие НКО за убытки из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения своих функций созданными при них судами. Вместе с тем, у арбитров будет иммунитет от гражданско-правовой ответственности за принятие, к примеру, ошибочного решения, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу.
Новые правила должны вступить в силу с 1 сентября 2015 года.
Госдума начала работу над «третейской реформой»
Новые документы призваны создать эффективный механизм правового регулирования института арбитража (третейского разбирательства) в соответствии с мировыми тенденциями и с учетом нынешнего состояния российского арбитража.
