Одним из наиболее обсуждаемых вопросов стал законопроект, продлевающий на три года действие ЕНВД. Более подробно законодательную инициативу прокомментировал депутат Госдумы от Воронежской области, член Комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов.
«По действующему законодательству действие единого налога на вмененный доход, так называемого ЕНВД, должно закончиться 1 января 2018 года. В то же время данный спецрежим уже на протяжении более 13 лет востребован малым бизнесом, – пояснил Сергей Викторович. – Лежащий в его основе принцип потенциального, а не реально получаемого дохода позволяет малому бизнесу снизить свою нагрузку. Причем не только налоговую, но и административную. Ведь упрощается порядок его исчисления и уплаты. При этом ЕНВД позволяет освободиться, например, от налога на прибыль организации или доходы физлица, НДС. Отсюда и его востребованность.
Особое значение данный налог имеет для муниципалитетов. Для них это один из основных источников пополнения местной казны. Например, сводный бюджет Воронежской области, куда входят и все муниципальные финансовые планы, за счет ЕНВД в прошлом году пополнился почти на 1,5 миллиардов рублей, на 5,2% больше показателей 2014 года. Для сравнения – цифры по патентной системе налогообложения. Ведь предполагалось, что именно на нее должна перейти основная масса плательщиков ЕНВД. Так, поступления от приобретения налоговых патентов в 2015 году составили чуть более 10,2 миллиона рублей, что почти в 150 раз меньше, чем от ЕНВД. И это несмотря на то, что сборы по патентной системе налогообложения увеличились почти на половину от показателей 2014 года.
Отмечу, что одной из основных причин недостаточной популярности такого спецрежима у предпринимателей является отсутствие возможности у ИП вычитать страховые взносы из стоимости патента. Подобная льгота предоставлена бизнесу в других специальных налоговых режимах, в том числе на ЕНВД. Причем в некоторых случаях налог можно уменьшить на всю сумму уплаченных взносов.
Кроме того, вступившие в силу с 1 октября прошлого года поправки предоставили муниципалитетам право снижать в 2 раза, с 15 до 7,5 процентов, налоговую ставку по ЕНВД на своей территории. И даже несмотря на то, что далеко не все местные власти воспользовались такой возможностью, перспективы сокращения налоговой нагрузки вполне реальны.
Также напомню, в конце прошлого года мы приняли закон, соавтором которого я являюсь, зафиксировавший налоговую нагрузку по ЕНВД в 2016 году на уровне прошлого периода. Это сделано за счет сохранения неизменным корректирующего коэффициента, который учитывает величину роста промышленных цен в прошедшем году.
Мы дополнительно решили продлить действие ЕНВД до 1 января 2021 года. Данная мера заложена в федеральном антикризисном плане. Это сделано с учетом того, в сложной экономической ситуации смена налогового режима несет в себе существенные риски для бизнеса. Ведь для значительной части предпринимателей фискальная нагрузка может вырасти. Что чревато сокращением количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. А в современных условиях это просто недопустимо.
В целом, принятие законопроекта позволит не только оказать реальную поддержку в развитии малого бизнеса, но и сохранить стабильный источник налоговых поступлений в муниципальные бюджеты», – резюмировал Сергей Викторович.
По предварительным данным, рассмотрение законопроекта в первом чтении назначено на 20 апреля.