«Нужно понимать, какие рабочие места будут созданы, какие требования к работникам на этих рабочих местах будут в будущем предъявлять. И на основании этого уже определять требования к работнику, которые должны быть определены в профстандарте, и на основании профстандарта учебные заведения должны готовить соответствующего уровня специалистов. И тогда человек, который получает документ об образовании, будет востребованным на рынке труда. Только тогда речь будет идти о системе. Но плюс к тому мы еще говорим о том, что у человека должна быть гарантия ставки. Я не знаю, помнят ли о том, что было, например, при плановой экономике, в советские времена. Тогда человек, поступая в высшее учебное заведение, четко знал, сколько получает, допустим, инженер. И на выходе у него был четкий оклад. И этот оклад был во всех регионах одинаков. А сейчас, когда человек заканчивает учебное заведение, он не знает, на какую зарплату он может рассчитывать. В принципе, профсоюзы говорят о том, что если мы хотим все-таки создать систему, то человек должен выбирать какую-то профессию, зная, какую заработную плату он будет получать», – говорит заместитель секретаря Федерации независимых профсоюзов России Елена Косаковская.
Однако существуют минусы принятия данного нововведения. Во-первых, в документе не указывается, как работодатель должен поступить с сотрудниками, которые уже работают не по специальности. Во-вторых, существует ряд профессий (в первую очередь это касается творческих специальностей), где не обязательно иметь профильный диплом.
«Сейчас возникла такая ситуация, когда практически теряется всяческая связь между образованием и работой по профессии. Люди, которые работают в конкретных местах, порой имеют самое неподходящее образование, хотя не могу сказать, что это плохо, потому что люди ищут себя в условиях открытой экономики. Но возникает еще одна проблема: в некоторых областях, действительно, требуется квалификация и нужно придерживаться каких-то стандартов. Это должно быть в медицине, например. Есть мнение, что в системе образования люди должны обладать не только знанием предмета, но еще и педагогической подготовкой – умением работать с аудиторией. Я думаю, что в отношении государственной службы это может быть оправдано, потому что люди принимают и готовят к принятию управленческие решения, и им надо обладать определенной подготовкой. Другое дело, что обычно такие профессиональные стандарты разрабатывает либо сам работодатель, либо какие-то профессиональные ассоциации, которые в странах с крепкой рыночной экономикой имеют большое влияние, порой не меньшее, чем профсоюзы. То, что надо каким-то образом наводить порядок в требующих жесткого соблюдения профессиональных стандартах, – это безусловно, но я сомневаюсь по поводу того, что с помощью госстандартов это будет сделано эффективно»,– рассказывает ведущий специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков.
Предполагается, что с 2016 года профстандартам должны будут отвечать служащие госсектора. С 2020 года это нововведение коснется всех остальных трудящихся.