Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, в судебной и следственной практике встречаются случаи, когда наряду с привлечением предпринимателей к уголовной ответственности за экономические преступления им вменяется совершение других, более тяжких деяний. Это приводит к тому, что на предпринимателей не распространяются дополнительные материально-правовые и процессуальные гарантии обеспечения их прав.
Принятый законопроект направлен на снижение административной нагрузки на бизнес и исключение фактов продления срока содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении экономических преступлений, в случае если по уголовному делу не производятся активные следственные действия.
Так, чтобы продлить срок содержания под стражей, следователь должен будет указать мотивы и конкретные следственные действия, которые он намеревается провести, а также изложить причины, по которым эти действия не были произведены в установленные сроки содержания обвиняемого под стражей.
Также законопроектом устанавливаются четкие критерии, по которым преступление может быть отнесено к сфере предпринимательской деятельности. Например, если оно совершено ИП в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности или управлением принадлежащим ему имуществом, используемым для ведения бизнеса, либо если это преступление совершено членом органа управления коммерческой организации.
Поправки в уголовно-процессуальный кодекс России позволят суду усилить контроль над обеспечением конституционных гарантий прав на свободу и личную неприкосновенность лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, в том числе по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Стоит отметить, на сегодняшний день судебная система России претерпевает ряд существенных изменений, направленных на повышение независимости и эффективности работы аппарата. Так, в процессе разработки находится масштабная судебная реформа, одно из основных мероприятий которой – принятие Госдумой законопроекта о создании новых отдельных судов для рассмотрения апелляций и кассационных жалоб. Кроме того, в конце прошлого года Госдума одобрила закон, уточняющий требования к уровню образования судебных приставов.