Документ вводит правила дифференциации степени бюджетной самостоятельности органов госвласти субъектов и МСУ.
Сегодня ограничения на бюджетную самостоятельность регионов и муниципальных образований, а также на привлечение регионами внешних займов зависят от доли предоставленных им межбюджетных трансфертов. Депутаты решили взять за первооснову соотношение собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов и местных бюджетов и доли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из казны.
Новый «ограничительный» подход – исходя из дотационности – определит степень бюджетной самостоятельности региона. Причем доля дотаций, которая берется за расчет, снижена по сравнению с действующим законодательством. Например, высокодотационным будет считаться регион с долей трансфертов не 60, как было, а 40 процентов объема собственных доходов в течение 2-3-х «финансовых» лет. К таким субъектам будут применяться дополнительные ограничительные меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также проведение ежегодной проверки годовых отчетов об исполнении региональных бюджетов Счетной палатой РФ или Росфиннадзором. Кроме того, они не имеют права устанавливать расходные обязательства, не связанные с решением вопросов регионального значения, а также превышать установленные Правительством РФ нормативы формирования расходов на содержание органов госвласти субъектов.
Закон сокращает также объем бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов регионам на обеспечение дорожной деятельности.