Сегодня дополнительные меры соцзащиты предоставляются детям чернобыльцев при условии, что они родились на загрязненной территории или постоянно находятся вместе с родителями в зоне отселения (не менее 1 года), зоне проживания с правом на отселение (не менее 3 лет), зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (не менее 4 лет).
В то же время на практике зачастую происходит так, что в свидетельстве о рождении ребенка указывается фактическое место его рождения, то есть населенный пункт, в котором расположен роддом. Например, родители постоянно живут в загрязненной зоне, но их ребенок по тем или иным обстоятельствам рождается на «чистой» территории, тогда этот адрес прописывается в документах. Однако по возвращении домой семья не может оформить социальный пакет на своего ребенка – поскольку он рожден за пределами загрязненной зоны, родителям приходится ждать от 1 года до 4 лет. Между тем, дети, которые также появились на свет на «чистой» территории, но в свидетельствах которых указано место прописки родителей, начинают получать ежемесячные выплаты и другие меры поддержки с самого рождения.
Законодатели предлагают восстановить социальную справедливость и распространить социальные гарантии, в том числе на категорию детей, рожденных за пределами загрязненной зоны, но постоянно там проживающих.
В случае принятия законопроекта в третьем чтении, действие документа будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 июля 2016 года. При доработке законодательной инициативы ко второму чтению парламентарии уточнили, что при этом меры поддержки, предусмотренные предыдущей редакцией закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не могут быть снижены.