Как мы писали ранее, окончательно подходы к доработке документа были согласованы в среду, сначала – в рамках заседания Подкомитета, при участии представителя Правительства, затем – по итогам рассмотрения в Комитете по бюджету и налогам.
Наделяя Правительство правом вводить запрет на оборот в России подсанкционной продукции, а также товаров, ввезенных на территорию Евразийского экономического союза на условиях, отличных от установленных Таможенным Кодексом объединения, парламентарии планируют решить несколько задач.
С одной стороны, обеспечить полноту реализации продовольственного эмбарго. Как пояснил по просьбе «ГЧ» Сергей Чижов, в условиях действия запрета на ввоз некоторых продовольственных товаров, на уровне федерального законодательства пока отсутствуют механизмы, позволяющие осуществлять эффективный пост-контроль и пресекать попытки реализации «санкционки», все-таки попавшей в Россию.
С другой стороны, повысить защищенность российских производителей, интересы которых могут быть ущемлены на фоне активизации интеграционных процессов на евразийском пространстве. Например, некоторыми нашими партнерами по ЕАЭС: Киргизией, Арменией и Казахстаном, в связи с участием этих государств в ВТО, установлены льготные пошлины для товаров из Евросоюза. В основном, они отличаются Евразийского единого таможенного тарифа на 1 – 3 %.
Поправки, одобренные парламентариями, не меняют общей концепции законопроекта, но при этом делают его более сбалансированным и создают необходимую нормативно-правовую базу для реализации новых норм.
Так, во втором чтении парламентарии исключили норму, допускавшую расширение перечня категорий товаров, на оборот которых может быть наложен запрет. По словам Сергея Викторовича, эта мера позволит обеспечить предсказуемость условий ведения бизнеса для предпринимателей, взаимодействующих с зарубежными поставщиками. На это же направлено закрепление за Правительством РФ обязанности по информированию таможенных органов ЕАЭС об изменениях в «черном списке».
До сегодняшнего дня также оставались неясными методы, которыми таможенные органы будут руководствоваться для выявления вовлечения в оборот запрещенных товаров. Теперь эта проблема снята с повестки дня. В 35 регионах вблизи государственной границы, где риски особенно высоки (Воронежская область не входит в их число), мобильным группам ФТС будет предоставлено право самостоятельно останавливать для досмотра транспортные средства массой более 3,5 тонны. Ранее такая возможность была доступна только при условии привлечения к «операции» сотрудников МВД и ГИБДД.