Кажущийся хаос и гармония
Музыка «Happy 55» буквально обрушилась на зрителей. Каждый исполнитель живет на сцене своей жизнью, но в итоге их игра сливается в удивительно разнообразную, ритмически интересную и порой неожиданную мелодию. Сами музыканты не обозначают свой стиль, это критики частенько называют их околоджазовой группой. Единственное и самое важное – это музыка, «проникающая сквозь пространство и время». Каждый, следуя за звуком, видит и слышит в ней абсолютно свое. Сюрпризом для многих слушателей стала композиция на стихотворение Беллы Ахмадулиной «Воздух августа», вокальную партию в которой исполнила Юлия Паршина. Высокий звенящий голос в сочетании с тонким драматизмом произвел на публику неизгладимое впечатление.
В след за звуком
Группа с десятилетней историей выдает мощнейшее полиритмическое звучание. Слушатель блуждает в этом потоке звуков, музыка накрывает с головой. Одним из интереснейших приемов, который использует трио, является «расщепление» мелодии. Она как будто распадается, расходится на которое время, приглашая слушателя следовать дальше: как будто идти по открывшемуся тоннелю и проникнуть в самую сущность звуков. Музыканты в это время играют ритмически разные партии, как бы уходя друг от друга. Перечислить и описать все «фишки» талантливых музыкантов сможет разве что профессионал.
Корреспонденты «ГЧ» встретились с лидером самого «счастливого» трио Ярославом Борисовым. Ярослав – музыкант, композитор, певец, а еще это он в рамках фестиваля «Чернозем», будучи одним из его кураторов, подарил воронежцам выступления многих замечательных коллективов.
– Как появилось название группы? Что означает загадочное число «55»?
– Пожалуй, начну с того, что я единственный участник, оставшийся от первого состава. Тогда мы даже квинтетом выступали, начали концертную деятельность. Для того, чтобы делать это качественно, понадобилось отдавать музыке еще больше времени. К этому были готовы далеко не все. Кто-то «отвалился» из-за лени или отсутствия времени, двоих пригласили играть в Москву. Тогда мы назывались просто «55». Это число было написано на чехле у нашего гитариста. И в один прекрасный момент мы поняли, что нашу суть оно в полной мере отражает. «Happy» мы стали уже после того, как я познакомился с Александром Битюцких (барабанщик «Happy 55» - прим. ред.). Тогда мы оба осознали, что отлично понимаем друг друга, и вместе сможем создать что-то действительно интересное. Число «55» не ушло их названия, потому что до этого у нас уже сформировалась своя аудитория, которую, не хотелось терять.
– По какому принципу вы называете свои композиции? Иногда в название просто вынесены цифры. Например «8».
– Мы не привязываемся к названиям. Они служат лишь для обозначения, для того, чтобы слушатели могли ориентироваться в нашей музыке.
– Есть ли в ваших произведениях драматургия или же каждый может «подставить» что-то свое?
– Мы не сочиняем композиции под какие-то конкретные смыслы. Конечно, они отражают наше состояние души на момент их написания, но не более того. Как говорил Стравинский: «Музыка выражает только саму себя, и ничего больше». Каждый понимает наше творчество по-своему, самостоятельно наделяя его своей драматургией. Здесь все зависит от восприятия и опыта, которым обладает конкретный человек. Главная идея нашего творчества в том, что осмысленный звук может и должен повести за собой, расширить возможности сознания.
– Как ты относишься к импровизации?
– Импровизация – это всегда нечто необычное, яркое. Сейчас много направлений, которые в принципе построены только на ней. Для меня импровизация интересна только в определенный момент композиции. Музыкантов захватывает создание музыки здесь и сейчас, а слушателей чувство сопричастности к этому. Но слушать это потом в записях…зачастую это уже совсем не то, далеко не так интересно. Меня больше привлекает академическая точность. Конечно, после этого я многим покажусь консерватором (смеется), но я люблю академичность, выверенное звучание. Это не значит, что на концертах мы не импровизируем. Конечно, импровизируем. Нас, так же как и других, будоражит этот акт сиюминутного творения.
– Каковы планы «Happy 55»?
– Помимо инструментальных композиций, у нас еще есть «вещи», где я выступаю в качестве певца. Это песни на стихи наших любимых поэтов. В репертуаре группы уже есть Ахмадулина, Бродский и Мандельштам. В планах освоение с музыкальной точки зрения творчества Маяковского, Вознесенского и Григорьева. К работе в этом направлении мы и дальше планируем привлекать Юлию Паршину, с которой на концерте в книжном клубе мы исполнили композицию на стихотворение Беллы Ахмадулиной «Воздух августа». Также мы планируем сотрудничество с другими музыкантами, но об этом говорить пока рано. Еще одним нашим проектом является группа «Другое дело». Там мы реализуемся в более роковом (ударение на первый слог – прим. ред.) звучании. Музыка, которую мы сочиняем в рамках этого проекта, гораздо проще для восприятия. Здесь я выступаю в качестве постоянного солиста и автора текстов. Кстати, 12 октября мы презентуем свой новый альбом.
– Фестиваль «Чернозем» подарил тебе первый кураторский опыт. Какие впечатления?
– Я не привык жить в этом ритме, когда постоянно нужно делать массу мелких дел, но это здорово, что мы смогли показать воронежской публике столько всего интересного и необычного. Особенно хочу отметить серию концертов под названием «Границы музыки». Они действительно расширяют восприятие. Кто-то считает исполненные в их рамках произведения музыкой, кто-то нет. Для меня это однозначно музыка. Некоторые сочинения настолько тонки и изящны, что их может разрушить буквально одно неверное движение, причем не только музыканта, но и зрителя. Мне тоже не все понятно. Но здесь весь вопрос в том, что нельзя резко отрицать непонятное. Как правило, человек негативно реагирует на все новое. Композиции с «Границ музыки» нужно постараться осмыслить, и если осознать, что двигало автором при их написании, открывается целая философия композитора.