Хранители границы
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Хранители границы

31 мая 2017 / просмотров – 2657
Городская жизнь

О том, какое ноу-хау применялось во время пограничных конфликтов с Китаем, что довелось пережить в Афганистане и каково служить в условиях Арктики «ГЧ» рассказали воронежцы, посвятившие многие годы охране государственных рубежей.

В борьбе с нарушителями и провокаторами
Более 35 лет нес службу по защите границы глава региональной организации ветеранов-пограничников, полковник в отставке Валерий Горовенко. Свое призвание наш собеседник выбрал еще в детстве, следуя примеру отца. Так что, когда пришло время получать профессию, он, не задумываясь, отправился поступать в военное училище.
Потом была служба в Тихоокеанском округе, учеба в академии имени Фрунзе и снова суровые будни на дальних рубежах. Валерий Лаврентьевич выполнял ответственные задачи на Камчатке, руководил группой повышенной боеспособности на советско-китайской границе, воевал с душманами в Афганистане… За мужество и отвагу полковник Горовенко отмечен двумя орденами Красного Знамени (один из них – афганский), двумя орденами Красной Звезды, медалью «За отличие в охране государственной границе» и другими высокими наградами.

Во время обострения советско-китайских отношений нашим военным было приказано «держать оружие за спиной», чтобы не усугублять ситуацию. Тогда пограничники начали применять необычное средство самообороны…

«В конце 1960-х напряженно складывались отношения между Китаем и СССР, – рассказывает наш собеседник. – В этот период неоднократно приходилось сталкиваться с попытками провокаций на границе. Китайцы допускали нарушения, причем они были вооружены. А нам было разрешено стрелять только в крайнем случае – когда военнослужащие КНР выходят на коренной советский берег и первыми открывают огонь». Но пограничники нашли выход из ситуации: в мастерских настрогали из хорошего сухого дерева двухметровые палки и применяли их как средство самообороны – чтобы отпугнуть возмутителей спокойствия. Параллельно военнослужащие вели своего рода дипломатическую работу: разъясняли с помощью переводчиков, чем чревато пересечение государственной границы.
С постоянным риском была связана служба в зоне ответственности погранвойск в Афганистане. Валерий Лаврентьевич руководил девятью крупными боевыми операциями. Задачей одной из них стала акция возмездия в отношении бандформирования, в марте 1987 года обстрелявшего пограничный таджикский город Пяндж. В ходе четких боевых действий банда была ликвидирована вместе с ее главарем.
Арктическая застава
Еще один наш собеседник – полковник в отставке Сергей Сысоев начал свой воинский путь со службы по призыву. В 1972 году молодой новобранец был направлен в Выборгский отряд на границу с Финляндией. Здесь он прослужил два года, а затем поступил в погранучилище. «Я еще в школе хотел стать военным, как мой дед, – говорит Сергей Анатольевич. – А получив определенный опыт в войсках, утвердился в своем решении окончательно».
После училища Сысоев был зачислен в Отдельный Арктический пограничный отряд. Это подразделение было создано в разгар холодной войны, когда западные государства стали проявлять повышенный интерес к советским северным территориям. Сергей Анатольевич нес службу в одной из самых труднодоступных и холодных точек страны – на заставе Эклипс, расположенной на полуострове Таймыр. Выдержать местную погоду уже само по себе подвиг: зимой столбик термометра опускается ниже 60 градусов. А ведь пограничники выполняли здесь целый комплекс специальных задач. Но, по словам Сысоева, на условия никто не жаловался.
Военнослужащие жили в сооружениях типа «кунг». Это что-то вроде вагончиков, соединенных между собой переходами. «Отапливались они с помощью котельной, да так, что внутри было даже жарко, – поясняет собеседник «ГЧ». – Вообще на заставе было все необходимое для ее автономного функционирования. Провизию привозили в навигацию с запасом на полтора года. Что же касается климата, то это дело привычки. Мы переносили его нормально».
Легендарная десантно-штурмовая группа
Сергей Анатольевич нес службу в Арктике 6 лет. Затем он был направлен в Забайкальский пограничный округ, а в 1986-м – в Афганистан. Сысоев три года воевал в составе десантно-штурмовой маневренной группы, побывал в настоящем пекле. Военнослужащие отвечали за то, чтобы на территорию, протянувшуюся вдоль государственной границы, не проникали душманы. ДШМГ действовала на самых сложных горных участках, куда не могли добраться другие подразделения.
Мобильной и высокопрофессиональной группе были под силу задачи, которые подчас казались невыполнимыми. Одна из них – блестящая операция по ликвидации крупной горной базы Дарбанд, которая обеспечивала вооружением и снаряжением практически все бандформирования на севере Афганистана. До дерзкого десанта под командованием Сысоева наши войска штурмовали ее четыре раза, привлекая большое количество боевых средств, но не смогли добиться успеха. Сергей Анатольевич, в распоряжении которого было 140 военнослужащих, взял базу за два часа. Военный опыт нашего собеседника сыграл серьезную роль и спустя годы после событий на афганском треке. Полковник Сысоев готовил десантников, которые участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе.
В общей сложности Сергей Анатольевич прослужил в пограничных войсках 32 года. Он кавалер многих боевых наград, среди которых два ордена Красного знамени (советский и афганский) и орден Красной Звезды.
Вдохновленный примером знаменитого борца с диверсантами
Впечатляющая биография у полковника в отставке Владимира Рындина, который посвятил службе 34 года. Он вырос в семье кадрового офицера, участника Великой Отечественной, награжденного шестью боевыми орденами. В детстве наш собеседник изведал все тяготы «огненных сороковых» и еще в школьные годы принял решение посвятить жизнь защите Родины. «Я читал о знаменитом пограничнике Никите Карацупе, который ловил диверсантов и хотел стать таким же, как он, – рассказывает Владимир Дмитриевич. – Зачаровывала меня и своеобразная военная романтика. Я видел себя следопытом, который отважно исследует пограничные тропы. Позже, во время обучения в училище, мне довелось стажироваться в различных регионах. Это было невероятно интересно. Поэтому, когда мне по завершении учебы в 1957 году предложили пойти в кремлевскую охрану, я категорически отказался. Я просто не представлял себя в ином качестве».

Снимок из архива Владимира Рындина. На фото он – в обнимку с баяном. Пограничник приобрел его через посылторг со своей первой получки. Этот инструмент прошел с ним всю службу

Службу Рындин начал в Заполярье, в должности заместителя начальника погранзаставы по политчасти. Затем он был направлен в Карелию, на учебную заставу, где военнослужащие изучали тонкости служебного собаководства. Здесь Владимир Дмитриевич лично познакомился с Карацупой. Легендарный следопыт побывал на занятиях молодых пограничников и остался доволен уровнем их подготовки.
Боевой офицер, наставник, музыкант
Позже Рындин стал начальником заставы в Ребольском погранотряде. А через год ему вновь пришлось вновь сменить место назначения. На восточном направлении обострилась обстановка и наш собеседник был направлен на границу с Китаем, где выполнял задачи с 1964 по 1974 годы.
Владимир Дмитриевич служил в боевом Учаральском отряде. 13 августа 1969 года у озера Жаланашколь китайские военнослужащие предприняли попытку нарушить границу, но получили жесткий отпор пограничников. В результате вооруженной схватки нарушители были оттеснены за пределы советской территории.

Снимок из архива Владимира Рындина.Во время занятий с личным составом

Позже было еще немало напряженных моментов и ярких событий. Причем Владимир Дмитриевич отлично зарекомендовал себя не только как практик, но и как наставник. В годы службы он получил историческое образование в гражданском вузе. Много лет преподавал в Алма-Атинском пограничном училище – занимался подготовкой офицеров, был заместителем начальника кафедры военной педагогики и психологии, которую сам, по сути, и сформировал. После увольнения в запас Рындин успешно трудился в республиканском министерстве образования в Казахстане, а затем – в учебном пограничном центре в Воронеже. За достижения в службе и вклад в обучение кадров наш собеседник награжден орденом «Знак почета», медалью «За отличие в охране государственной границе» и другими наградами. Еще одна стезя, где проявил себя Владимир Дмитриевич, связана с творчеством. Он талантливый музыкант. Им создано более 60 авторских песен. Самые любимые – о службе на границе…

Воронеж отметил День пограничника
28 мая по традиции состоялся торжественный митинг в центральном парке культуры. В «огненные сороковые» здесь находился один из передовых рубежей обороны, которую героически держали воины 41-го погранполка НКВД. После войны в честь их подвига был установлен мемориал. В этом месте, овеянном боевой славой, ежегодно собираются ветераны погранслужбы. У каждого из них за плечами огромный опыт, который и сегодня остается востребованным.
В числе задач региональной организации ветеранов (пенсионеров) погранслужбы, которой руководит Валерий Горовенко, – социальная и правовая помощь, патриотическое воспитание молодежи, увековечивание памяти героев. «В этой работе на протяжении многих лет мы находим деятельную поддержку депутата Государственной Думы Сергея Чижова, который не только активно защищает интересы края на законодательном уровне, но и систематически взаимодействует с силовыми структурами и ветеранскими объединениями в регионе, – говорит Валерий Лаврентьевич. – У нас очень четкое взаимодействие с Сергеем Викторовичем, которое продолжается уже многие годы. Он очень ответственный политик и неравнодушный человек».

Пограничный форпост
Основанный как крепость в старину Воронеж стал одним из первых русских бастионов, призванных защищать юго-восточные рубежи государства. Первыми его жителями были ратники, которые во время вражеских вторжений принимали на себя удар и отражали опасность.

В «огненные сороковые»
В защите Воронежа от гитлеровцев одну из ключевых ролей сыграл 41-й погранполк НКВД. В 1942 году он прибыл в город по приказу командования и с января по июнь готовил оборону. Его бойцы героически сражались с фашистами. В боях за наш город пали смертью храбрых более 2000 пограничников.

«Зеркало границы»
Так нередко называют контрольно-следовую полосу – распаханные участки земли вдоль государственной границы. Опытный пограничник различит на КСП даже хитро замаскированные следы.

На украинском направлении
По словам ветеранов погранслужбы, в 1990 годы в Воронежской области была проделана колоссальная работа по формированию государственной границы с Украиной. Решением этой ответственной задачи занималась Западная группа пограничных войск. Ветераны также отмечают, что долгое время с украинскими ветеранскими организациями сохранялись теплые отношения, но в последние годы из-за политики Киева контакты прервались.

 

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Александр Томилин
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели