Если спросить у любящего родителя «Чего он хочет для своего ребенка?», то каждый пожелает крепкого здоровья, качественного образования, успешной карьеры и личного счастья. Благополучная жизнь во многом зависит как от родителей и самих детей, так и от социума, в особенности государства.
В России более 650 тысяч детей-инвалидов , из них более 6 тысяч проживает в Воронежской области. Все они нуждаются в особой защите и внимании. Помочь таким ребятам адаптироваться в обществе позволяет действующая на территории страны программа инклюзивного образования. В дошкольных учреждениях создаются специальные площадки, где они могут получить дополнительную помощь специалистов психолого-педагогического сопровождения, посещать индивидуальные или групповые занятия.
Такая форма обучения полезна тем, что ребенок находится в социальной экосистеме – он может заводить знакомства, общаться с другими детьми, ходить вместе с ними обедать, играть, и при этом ему обеспечена постоянная поддержка специалиста. Это важно для адаптации «особенных» мальчишек и девчонок, поскольку, изолированные от внешнего мира в условно коррекционных школах, они впоследствии испытывают трудности в коммуникации с другими людьми. Инклюзия помогает развиваться, учиться общаться со сверстниками, жить полноценной жизнью.
Так просто быть вместе
Европейские ученые определяют термин так: «Инклюзия – это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс создания надлежащей среды для всех малышей для занятий в общей группе сада; двунаправленный процесс, предполагающий взаимную адаптацию и готовность коллектива принять «особого» ребенка ». Исследования подтверждают позитивное влияние программы на принятие типично развивающимися детьми тех, кто не похож на них.
Подобное обучение полезно не только детям-инвалидам, но и их здоровым сверстникам, ведь они учатся толерантности, состраданию, гуманизму – развивают в себе качества, которые в современном обществе представлены в дефиците.
Система обучения детей с особыми образовательными потребностями, стремится удовлетворить растущий родительский запрос на инклюзивность, демонстрирует готовность решать эти задачи и обеспечивать возможность последовательной работы: от проектов, реализуемых на базе нескольких десятков детских садов, до общей практики.
Опыт развития инклюзии в Воронежской области
По информации Департамента образования, науки и молодежной политики, толчком к созданию системного подхода в организации инклюзивного образования детей дошкольного возраста в Воронежской области стала реализация с 2012 года комплексной программы «Аутизм. Маршруты помощи».
За несколько лет удалось сформировать кадровую, методическую и материальную базу, выработать единый подход, при которых систему помощи детям с РАС одинаково понимают представители профильных департаментов, профессиональное сообщество и родители. С 2015 года были открыты «ресурсные» площадки на базе 5 детских садов областного центра. С начала следующего учебного года планируется открыть столько же.
Как отмечают в городском Управлении образования, в дошкольных учреждениях инклюзивное пространство основано на предоставлении вариативных форм обучения и воспитания для детей с разными стартовыми возможностями. Организованы отдельные компенсирующие, комбинированные и общеразвивающие группы. Создана система структурных подразделений: консультационный центр, лекотека, ресурсные и другие группы.
Доступная среда – это возможно
На данный момент существует нормативная база для дошкольных организаций. Положение о правах детей с ограниченными возможностями здоровья закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ» и в конвенции о правах ребенка.
Государство в последние годы уделяет пристальное внимание проблемам не только качества обучения, но и его доступности: содержанию, соблюдению прав всех участников образовательного процесса, а также созданию равных условий получения знаний вне зависимости от территории проживания. На контроле вопрос обеспечения комфортных условий в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ.
Воронеж участвует в реализации государственной областной программы «Доступная среда», в рамках которой проводится комплекс мероприятий по адаптации зданий учреждений образования и прилегающих к ним территорий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом их особых потребностей. За счет средств федерального и областного бюджетов в 2018 году выполнен капитальный ремонт мест общего пользования с учётом потребностей маломобильных групп населения в детском саду № 66.
По мнению депутата Государственной Думы Сергея Чижова, все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, социальные, психологические и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования. Проблем в инклюзивном образовании пока еще много – недостаточно разработана методологическая база, необходимо обучать и повышать квалификацию педагогов. В нашем регионе существует нехватка специалистов: дефектологов, логопедов, тьюторов.
"Анализируя состояние инклюзивного образования на настоящий момент, можно говорить об инновационном характере развития направления, позволяющего осуществлять обучение и воспитание детей с разными потребностями. Сейчас такая образовательная практика достаточно ограниченна, во многом экспериментальна и как никогда нуждается в педагогическом поиске, новаторстве, и самое главное, в подготовленных кадрах, – резюмирует парламентарий. – Дошкольное образование – это не только определенный этап жизни ребенка, но и важная ступень развития страны. На создание оптимальных условий направлен ряд мер на государственном уровне, в частности, по линии законотворчества и части бюджетных решений, касающихся развития и обучения «особенных» детей. С 2019 года в регионах России будут разработаны программы по формированию системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, софинансирование пойдет из средств федерального бюджета в рамках госпрограммы «Доступная среда ». Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы на 2011-2020 годы составляет более 236 миллиардов рублей . Для успешного развития сферы инклюзивного образования есть все необходимое: создана материально-техническая база, универсальная безбарьерная среда, организована подготовка и повышение квалификации специалистов, на законодательном уровне обеспечена адаптивность и вариативность услуг и условий общеобразовательных учреждений. И все же главная роль в эффективности обучения принадлежит педагогам".
Именно воспитатели открывают малышам загадки окружающего мира, развивают детские таланты и в каждого ребенка вкладывают частицу своей души, обеспечивают интересное и содержательное пребывание в детском саду, раскрывают таланты, способствуют развитию коммуникативных навыков и помогают адаптироваться, подготовиться к школе.
«Разные дети – равные возможности!»
С 2010 года в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» реализуется долгосрочный проект «Разные дети – равные возможности!». Дошкольное учреждение посещает 372 ребёнка, из них 284 обычных и 72 – с ограниченными возможностями: с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, с интеллектуальными отклонениями, дети с сочетанными патологиями развития.
На вопрос «Что приобрёл ваш ребёнок, посещая инклюзивный детский сад № 33?», родители отмечают, что их дети обрели желание помогать тем, кто в этом нуждается, умение сопереживать, терпимость, великодушие, умение адекватно реагировать и принимать людей, которые отличаются от тебя. Мамы и папы «особенных» ребят считают, что их чада смогли получить бесценный речевой опыт, расширили кругозор, навыки общения в обычной среде.