На этот раз в состав жюри вошли не только известные воронежские критики, но и столичные гости: с 15 по 20 мая на импровизированном мини-фестивале они могли познакомиться с работами номинантов. В одних категориях победители были очевидны, в иных интрига сохранялась до последнего момента.
Второе дыхание
Те, кто пристально следит за событиями в культурной жизни Воронежа и области, единогласно отмечают, что в последние годы театральная среда становится все интереснее и многограннее. Высокий уровень любого искусства, в том числе и театра, невозможен без государственной поддержки и меценатства. Сегодня внимание к сфере искусства проявляется на разных уровнях. В масштабах страны действует «Концепция долгосрочного развития театрального дела на период до 2020 года», утвержденная Правительством РФ в 2011 году и предполагающая сохранение и преумножение театральных достижений. В регионе с 2011 по 2013 годы работает ведомственная целевая программа «Развитие театрального дела в Воронежской области», подразумевающая финансовую поддержку обновления материально-технической базы театров.
Самый театральный вечер
За много лет конкурс «Итоги сезона» зарекомендовал себя как одно из самых ярких событий, привлекающее внимание не только актеров и критиков, но и всех воронежцев, которые не представляют своей жизни без театра.
Праздничная атмосфера окутала гостей и участников церемонии еще на подступах к Дому Актера живая музыка разносилась по окрестностям. Все пребывали в томительном ожидании: что приготовили заслуженные артисты России Юрий Овчинников и Александр Новиков (именно им была поручена постановка вечера)? И зрители не были разочарованы. Ведущие в образах деревенских жителей, мастерски импровизируя, рассуждали о жизни, искусстве и, как будто между делом, узнавали имена лауреатов конкурса от «телеграфиста» Михаила Кривова. В зале было по-семейному уютно.
Лучшие из лучших
Уходящий сезон был богат на премьеры: у воронежских театров их было более двадцати. Рекордсменом оказался Борисоглебский драматический театр им. Чернышевского: коллектив представил на суд зрителей семь новых спектаклей. Неудивительно, что именно ему присудили награду «За творческую стойкость и освоение лучших образцов отечественной классики».
Событием года стал спектакль Камерного театра «Дураки на периферии», ставший самым победоносным среди номинированных работ. Он принес Юрию Овчинникову – одному из ведущих вечера – победу в номинации «лучшая мужская роль в драматическом спектакле» (Башмаков). Татьяне Чернявской – награду за лучшую женскую роль второго плана (судья). А очаровательное трио Вадима Кривошеева, Бориса Алексеева и Камиля Тукаева, задействованное все в той же постановке, было признано лучшим актерским ансамблем в драматическом спектакле (Лутьин, Ащеулов и Евтюшкин). Кроме того, работа «Дураки на периферии» принесла победу Юрию Сучкову в номинации «Лучший сценограф».
Особенно трогательным получилось присуждение награды в номинации «Лучший детский спектакль» за постановку «Том Сойер» (режиссер-постановщик – Вадим Кривошеев). Актеры ТЮЗа, которые, надо сказать, нечасто удостаиваются признания на официальном уровне, получили возможность в полной мере насладиться «минутами славы».
Церемония награждения завершилась вручением призов секции критики. Своей благосклонностью профессиональные ценители театра удостоили постановку ТЮЗа «Перед заходом солнца».
Итоги сезона оставили в душе каждого зрителя светлое чувство от соприкосновения с прекрасным. Отрадно, что воронежские театры из разрозненных маленьких островков культуры постепенно превращаются в целостное культурное пространство, где есть место самоотверженному труду ради искусства и ощущению «идейности» дела.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Татьяна ФРОЛОВА, председатель Воронежского отделения союза театральных деятелей России:
– Каждый из выпущенных в этом году спектаклей для одних театров – подвиг, для других – праздник. Все актеры подошли к своей работе с душой.
Традиционно порадовал премьерами Камерный театр, всегда предлагающий смелые, не похожие на остальные, спектакли. Академический театр драмы им. Кольцова открылся совсем недавно, и поэтому не смог в полной мере принять участие в конкурсе. Состоялось всего две премьеры: «Река Потудань» и детский спектакль «Снегурушка» . Тем не менее, мы постарались поощрить и поддержать актеров, которые, действительно, долго ждали открытия своего театра. Очень много премьер состоялось в Воронежском ТЮЗе: репертуар охватывает широкий спектр тем, от «Недоросля» до современной постановки «Сто пудов любви». Кстати говоря, критики, приехавшие на конкурс из Москвы и Санкт–Петербурга, отметили, что в Воронежской области чрезвычайно развит детский театр. Театры, ориентированные на детей и подростков, необходимо поддерживать, ведь они растят для нас новое поколение зрителей. Дети иначе воспринимают спектакли: они не анализируют, им просто нужно чудо.
Искусство без сильных мира сего выглядит очень бедно, поэтому мы всегда очень благодарны тем, кто оказывает нам поддержку. Я недавно заняла руководящий пост, однако уже сейчас могу сказать, что нам ни разу не отказал в поддержке губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Он вместе со своей супругой оказывает покровительство искусству. Хочется выразить отдельную благодарность депутату Государственной Думы Сергею Чижову за то, что ведя большую работу на федеральном уровне, он также уделяет должное внимание воронежцам: активно участвует в реализации различных культурных проектов, направленных на поддержку и развитие театральных традиций, популяризацию культуры и искусства. Отрадно, что в нашем городе есть люди, которые поддерживают творческие начинания, ведь актер, как ребенок. На каждое внимание он начинает работать еще активнее.
Татьяна ФРОЛОВА, председатель Воронежского отделения союза театральных деятелей России:
– Каждый из выпущенных в этом году спектаклей для одних театров – подвиг, для других – праздник. Все актеры подошли к своей работе с душой.
Традиционно порадовал премьерами Камерный театр, всегда предлагающий смелые, не похожие на остальные, спектакли. Академический театр драмы им. Кольцова открылся совсем недавно, и поэтому не смог в полной мере принять участие в конкурсе. Состоялось всего две премьеры: «Река Потудань» и детский спектакль «Снегурушка» . Тем не менее, мы постарались поощрить и поддержать актеров, которые, действительно, долго ждали открытия своего театра. Очень много премьер состоялось в Воронежском ТЮЗе: репертуар охватывает широкий спектр тем, от «Недоросля» до современной постановки «Сто пудов любви». Кстати говоря, критики, приехавшие на конкурс из Москвы и Санкт–Петербурга, отметили, что в Воронежской области чрезвычайно развит детский театр. Театры, ориентированные на детей и подростков, необходимо поддерживать, ведь они растят для нас новое поколение зрителей. Дети иначе воспринимают спектакли: они не анализируют, им просто нужно чудо.
Искусство без сильных мира сего выглядит очень бедно, поэтому мы всегда очень благодарны тем, кто оказывает нам поддержку. Я недавно заняла руководящий пост, однако уже сейчас могу сказать, что нам ни разу не отказал в поддержке губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Он вместе со своей супругой оказывает покровительство искусству. Хочется выразить отдельную благодарность депутату Государственной Думы Сергею Чижову за то, что ведя большую работу на федеральном уровне, он также уделяет должное внимание воронежцам: активно участвует в реализации различных культурных проектов, направленных на поддержку и развитие театральных традиций, популяризацию культуры и искусства. Отрадно, что в нашем городе есть люди, которые поддерживают творческие начинания, ведь актер, как ребенок. На каждое внимание он начинает работать еще активнее.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Надежда РОГОТОВСКАЯ, театровед, председатель секции критики Воронежского отделения союза театральных деятелей России:
– Этот сезон, на мой взгляд, оказался знаменательным. Мы надолго запомним открытие исторического здания Академического театра драмы им. Кольцова. Все очень долго жили в ожидании этого события. Коллектив уже успел представить зрителям экспериментальную премьеру – «Река Потудань».
Еще одним важным событием в театральной жизни города является открытие Театра Одного Борисом Алексеевым, представленные спектакли отличает не только своеобразное наполнение, но и интересная жанровая специфика.
Ещё одно интересное событие сезона – спектакль «Дураки на периферии».Это удивительная работа Михаила Бычкова. Казалось бы, он возглавил «Платоновский фестиваль» , а административно-организационная работа, как известно, отнимает много сил. Однако спектакль получился если не лучшей, то одной из лучших его работ!
Очень важно, что в театральном поле остается Борисоглебский Драматический театр им. Н.Чернышевского: коллектив представляет на суд зрителей премьеры практически каждый месяц. Что примечательно, основу репертуара составляют не легковесные пьесы, рассчитанные на непритязательного зрителя, а русская классика.
Вообще, сейчас наблюдается некоторое оживление в театральной жизни. Конечно, с одной стороны, это явление невозможно объяснить, но с другой – творческие люди очень чутко реагируют даже на незначительное проявление внимания. В этой связи необходимо, на мой взгляд, отметить роль Алексея Гордеева: молодежный оркестр начал получать поддержку, у нас появился «Платоновский фестиваль». Город постепенно становится важным культурным центром: воронежцы имеют возможность увидеть лучшие спектакли и почувствовать причастность к мировой культуре.
Надежда РОГОТОВСКАЯ, театровед, председатель секции критики Воронежского отделения союза театральных деятелей России:
– Этот сезон, на мой взгляд, оказался знаменательным. Мы надолго запомним открытие исторического здания Академического театра драмы им. Кольцова. Все очень долго жили в ожидании этого события. Коллектив уже успел представить зрителям экспериментальную премьеру – «Река Потудань».
Еще одним важным событием в театральной жизни города является открытие Театра Одного Борисом Алексеевым, представленные спектакли отличает не только своеобразное наполнение, но и интересная жанровая специфика.
Ещё одно интересное событие сезона – спектакль «Дураки на периферии».Это удивительная работа Михаила Бычкова. Казалось бы, он возглавил «Платоновский фестиваль» , а административно-организационная работа, как известно, отнимает много сил. Однако спектакль получился если не лучшей, то одной из лучших его работ!
Очень важно, что в театральном поле остается Борисоглебский Драматический театр им. Н.Чернышевского: коллектив представляет на суд зрителей премьеры практически каждый месяц. Что примечательно, основу репертуара составляют не легковесные пьесы, рассчитанные на непритязательного зрителя, а русская классика.
Вообще, сейчас наблюдается некоторое оживление в театральной жизни. Конечно, с одной стороны, это явление невозможно объяснить, но с другой – творческие люди очень чутко реагируют даже на незначительное проявление внимания. В этой связи необходимо, на мой взгляд, отметить роль Алексея Гордеева: молодежный оркестр начал получать поддержку, у нас появился «Платоновский фестиваль». Город постепенно становится важным культурным центром: воронежцы имеют возможность увидеть лучшие спектакли и почувствовать причастность к мировой культуре.