Тамара начала разговор с раскрытия истинного смысла самого наименования музыкального направления – блюза. Немного «погадав» вместе с воронежцами – звучали предположения, что «blues» это что-то вроде «голубых далей», синонимичных отечественной «зеленой тоске» и обозначающих таким образом эмоциональную константу блюза, меланхолию и тоску – Тамара рассказала интереснейшие вещи:
– Почему «голубой» во множественном числе обозначает грусть и печаль? Это такое народное поверье, сложившееся в христианской афроамериканской среде, где родился и блюз. Якобы тоску и уныние – грехи в точки зрения религии – вызывают специальные бесы голубого цвета. Поэтому когда певец выводит «I got the blues» – эта фраза корнями уходит именно в это поверье, обозначая, что героя окружили и мучают эти бесы. В современных песнях этот смысл уже почти стерся, но в более старых композициях прослеживается отчетливо, – рассказала Тамара.
Гостья Воронежа также отметила, что существуют значительные разночтения в понимании блюза разными музыкантами: рокерами и джазменами, например.
– Мое понимание блюза пришло из английского рока 60-х, которым я увлекалась в школе, – призналась Тамара Зарицкая. – Мне было интересно, каковы корни любимой музыки, откуда берутся эти необычные, совершенно не европейские интонации у Led Zeppelin или Джимми Хендрикса, The Doors… Оказалось, что за всем этим стоит блюз, народная музыка.
Тамара также отметила, что блюз имеет свой особый лад, не мажорный и не минорный, поэтому мелодии народных песен могут передавать удивительный сплав эмоций: радости, боли, гнева, иронии, надежды на лучшее. Интересно, что репертуар PsycheDELTAbluesband состоит из дельта-блюза и чикагского блюза. Это стили, которые еще не испытали на себе влияние рок-музыки, и в которых еще присутствует архаичная шаманская ритмика, уходящая корнями в африканскую традицию. Кроме того, уникальность коллектива в том, что в основе их звучания – духовая секция, сочетание губной гармоники и саксофона.
Фото Александра Томилина