Интернет буквально взорвали негодующие сообщения выпускников, а также их родителей, которые уверяют, что 17–18-летние подростки испытали затруднения при определении тематики и проблематики текста, как того требуют правила госэкзамена.
На столь активное обсуждение откликнулись представители Рособрнадзора, которые уверили, что этот отрывок соответствует всем требованиям текста для ЕГЭ. К тому же, как и все остальные, он прошел апробирование, и результаты показали, что 89 % тестируемых смогли определить одну из его проблем. При этом представители ведомства озвучили и аргументы, которые можно было использовать при написании сочинения. Так, подтвердить точку зрения автора можно было, обратившись к классике, обязательной для прочтения в школьной программе. Это «Хамелеон», «Крыжовник», «Человек в футляре» А.П. Чехова, «Мертвые души» и «Ревизор» Н.В. Гоголя, а также произведения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
Вмешательство от первого лица
Между тем, на одном из форумов, посвященных тексту, его автор госпожа Туз лично обратилась ко всем своим случайным «недоброжелателям»: «Жидких людей» я писала для себя и исключительно для себя, читателей у меня немного, и на ваше внимание я не рассчитывала. Так уж получилось. Ну, а раз большинство не смогло выявить в «Жидких людях» проблему и идею – я вам сочувствую, но ничем уже не могу помочь».
При этом стоит отметить, что все сообщения в адрес Галины действительно безосновательны, поскольку она не выдвигала свое произведения для выбора в качестве экзаменационного.
Комментарий «с поле боя»
«Повезло» на текст про «жидких людей» и воронежским школьникам. Как рассказала «ГЧ» выпускница МБОУ СОШ № 18 Светлана Корчагина, также попавшая в число «счастливчиков», фрагмент произведения не показалось ей тяжелым, скорее, – нестандартным. «А вот с написанием сочинения, выявлением проблемы, а тем более ее формулировкой возникли трудности. Текст, конечно, интересен и актуален, однако он не для ЕГЭ! Просто обидно, что другим выпускникам попались более простые КИМы», – поделилась Светлана.
«В итоге ученики были поставлены в неравные условия»
За комментарием по поводу сложившейся ситуации «ГЧ», естественно, обратилась к экспертам лингвистического сообщества. Так, завкафедрой издательского дела ВГУ, доцент, доктор филологических наук Жанна Владимировна Грачева считает, что детей на экзамене необходимо ставить в равные условия. «Какую задачу решали выпускники? – Выявить проблему, прокомментировать ее, определить позицию автора, высказать свою точку зрения и привести два аргумента, позволяющие ребенку продемонстрировать свой культурный уровень. Как вы понимаете, чем сложнее проблема, тем труднее ее формулировать, комментировать и обсуждать. Но в итоге получилось, что выпускники, которым «выпали» тексты, посвященные «отработанным» на уроках русского языка темам: роли дружбы, чтения и книги, природы в жизни человека – оказались в более выигрышном положении, чем те, кто писал о так называемых «жидких людях». Само выражение «жидкие люди» – метафорическое, «зыбкое», разговорное. Несмотря на то, что оно имеет свою дефиницию в тексте, примеры, иллюстрирующие его, на мой взгляд, аморфны и непоследовательны. Считаю, что в итоге ученики были поставлены в неравные условия. Поэтому впредь следует это учитывать и предлагать тексты одного уровня сложности: либо с «прозрачной» проблематикой, либо одинаково сложной для всех», – подытоживает Жанна Владимировна.
Без купюр
Для того, что вы могли сами составить впечатление о нашумевшем тексте, «ГЧ» публикует его фрагмент:
«С ними вообще нельзя, как с людьми. Жидкие люди – это не люди в обычном понимании, хотя и сказал поэт, что «в человеческом организме девяносто процентов воды...». Но у жидких людей нет остова, у них, как у паукообразных – только внешний скелет, то есть панцирь, и внутри этого панциря-сосуда плещется не поддающаяся анализу жидкость.
Жидким людям нельзя предлагать свободу, для них это – отсутствие формы, а значит, растекшееся состояние. Жидких людей не поймать на творчество и на собственную их пользу, даже выгоду. Они будут стойко ждать, кто
им предложит сосуд более удобной формы, и тогда уже располагаются в нем, занимая все внутренние закоулочки и впадинки. Иногда в этих закоулочках заводится нечто.
Я думаю, жидких людей много. Их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И их надо научиться распознавать. Во избежание... сами понимаете чего. А то лозунг «Вливайся!» стал как-то особенно популярным в последнее время».
Пожалуй, образованный человек после определенных раздумий и впрямь найдет примеры, которые смогут подтвердить или опровергнуть представленную автором идею. Более того, при определенных обстоятельствах порассуждать о проблеме «жидких людей» и их ценностей было бы даже любопытно. Однако, поставленный в рамки Единого государственного экзамена, по определению требующего хотя бы приблизительного равенства всех вовлеченных лиц перед заданиями, этот вопрос выглядит уже не столько вдохновляющим, сколько удручающим. Особенно если от этого экзаменационного авангарда зависит, к примеру, судьба зачисления в вуз.
P.S. Что ж, буквально на днях станут известны результаты ЕГЭ по русскому языку, которые покажут, с кем «жидкие люди» сыграли злую шутку, а кому, возможно, наоборот помогли проявить свои знания и получить высокие баллы.