Жизнь всегда побеждает смерть!
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Жизнь всегда побеждает смерть!

5 мая 2013 / просмотров – 2593
Верую!
С каждым годом в России растет число тех, для кого Пасха – это праздник. Церкви, храмы, кафедральные соборы в пасхальную ночь переполнены. Куличи и пасхальные яйца, как неизменные атрибуты торжества, раскупаются со скоростью горячих пирожков в зимнюю стужу. Однако в предпраздничной суете легко забыть о том, в чем особенность этого великого события.

Пасха – настолько уникальный праздник, что не ошибусь, если скажу, что она у каждого своя. На вопрос: «Что празднуется в этот день?» чаще всего в ответ можно услышать библейскую историю о мученической смерти, последующем воскресении Иисуса Христа, и это будет правдой. Но все же только такое восприятие не открывает всей полноты события. Более того, оно в определенном смысле затуманивает разум и не трогает, не тревожит сердцевину нашего внутреннего мира. И все это потому, что такое понимание праздника исключает личностное отношение к Пасхе.

Важно лично для меня

В самом деле, ну что в том чуде Воскресения, спустя века и тысячелетия, радостного, торжественного лично для меня? Человеку необходимо ощущать свою сопричастность к происходящему. Наверное, именно поэтому День Победы без преувеличения можно назвать всенародно любимым праздником. У каждого в роду есть близкие или дальние родственники, воевавшие на фронте. И та Великая Победа наших дедов сегодня она в чем-то и наша тоже. Но не менее великая победа в войне 1812 года воспринимается нами более спокойно и в чем-то даже отрешенно.

А сколько еще значительных исторических событий за давностью лет вовсе стерлись из народной памяти? Но Пасха Христова никогда не будет забыта! И все потому, что православные вспоминают и чествуют не столько само воскресение Господа, сколько то, что Он подарил каждому из нас. Однажды и навсегда!

Ключом к богословски верному пониманию праздника служит икона Воскресения Христова. Канонический сюжет изображает не само Воскресение, а иное, не менее мощное событие. До конца XVI века в русской иконописи это было единственное иконографическое решение изображения Воскресения Христова, начало ему было положено еще в византийской иконописной традиции. Потом вследствие распространения западной католической реалистической живописи появился еще один сюжет, в котором авторы попытались передать момент Воскресения Христа. Это свойственно Римо-Каталической церкви, которая стремится проиллюстрировать евангельские слова.

Крушение Ада

Однако точнее передает смысл праздника икона под названием «Сошествие Господа нашего Иисуса Христа во ад». В центре этой композиции Христос, в ореоле славы, стоит на разрушенных створках врат ада над черной бездной. Он ворвался в ад, и сокрушенные им врата ада, разломанные, лежат под Его ногами. Кроме разрушенных врат, изображают разбитые замки, ключи, цепи. Рядом со Христом – избавляемые от ада праведники: Адам и Ева, выводимые Христом за руки, позади – цари Давид, часто изображаются царь Соломон, а также Иоанн Предтеча, пророк Даниил и Авель.

Христос на этой иконе как будто абсолютно статичен. Он держит за руки Адама и Еву и только готовится извести их из места скорби. Подъем еще не начался. Но только что закончился спуск: одежды Христа развеваются (как после стремительного полета). Он уже остановился, а одежды еще опадают вслед за Ним. Перед нами точка предельного нисхождения Бога, от нее путь пойдет ввысь, от преисподней – в Небо.

Это без преувеличения самый грандиозный сюжет в истории человечества, поскольку вместе с тем здесь изображен и момент возведения человека в Царство Небесное. Вот это мы и празднуем. Христос для каждого из нас открыл возможность пребывать с Ним вечно в Царствии Небесном. Разве это не радость?! До Воскресения Господа даже праведники находились в Аду, но Христос разрушил его. Значит ли это, что Ада с тех пор не существует? Человеческому разуму не дано знать ответа на этот вопрос. Такой же неразрешимой остается загадка, всех ли вывел Христос или только верующих в Него как в Спасителя ?..

Для живущих здесь и верующих в Христа важно именно то, что Господь открыл для человека врата Рая, указал нам путь к нему и завещал для каждого из нас свою тропинку в Царствие Небесное.

Откуда вообще стало известно, что Спаситель совершил все это ради человечества?

Как ни страшно это звучит, но об этом рассказали ожившие мертвецы. Как следует из апокрифического Евангелия от Никодима, о сошествии Иисуса и Его Воскресении поведали иудейскому собранию очевидцы событий – праведные братья Харин и Лентий. Некогда умершие, они пребывали в аду. Христос освободил их вместе с другими святыми и, выбрав в глашатаи своего Воскресения, направил к иудеям. В их рассказе много подробностей, так, видя перед собой Иисуса, дьявольское полчище в ужасе возопило: «Откуда Ты, столь крепкий <…> за всю нашу жизнь никогда нам не было послано среди мертвых человека такого» [33]. Святые же подошли под руку Господню, преклонили колени у ног Его и «единым голосом сказали: «Пришел Избавитель веков!.. и через крестную смерть сошел к нам…» Окончив свои писания, Харин и Лентий говорили иудеям: «Ибо свидетельствуя (это), сказал нам Михаил Первоархангел: «Идите с братом в Иерусалим, в молитвах возглашайте и славьте воскресение Господа нашего Иисуса Христа и тех, кого из мертвых (Он) с Собою воскресил…»

Смерти нет!

Спустя столетия разгорелись споры о том, телом или только душою сходил Иисус в Ад, но все же сам факт нисхождения сомнению не подлежал. Для Иоанна Дамаскина, создававшего свои творения в VIII веке, сошествие Спасителя во Ад непреложно: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение…» И это еще один повод для радости, способной объять сердце каждого из нас – смерти нет! Вспомнить об этом и понять, что с тех пор смерть стала абсолютной иллюзией для человечества – очень важно. Если мы сможем выстраивать свою жизнь, основываясь на этом знании, – с этого и начнется дело спасения души. Воскресение Господа Иисуса Христа изображается как победа над смертью и ее причиной — грехом. И в этом тоже есть великое утешение для каждого из верующих.

И все величие праздника, вся его радость, умиление и утешение, – все это должно прорасти в душе каждого из нас, и выйти в мир в радостном возгласе – «Христос Воскресе!»

Олег Пересветов
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели