Следует отметить, что представители управляющих организаций по закону обязаны систематически производить осмотр жилых домов. Должно осуществляться профилактическое обслуживание санитарно-технического оборудования, своевременно производиться текущий ремонт, поддерживаться в порядке подъезды, вестибюли, лестничные клетки, кабины лифтов и другие места общего пользования, а также придомовые территории. УК обязаны также своевременно проводить подготовку домов к зиме. Однако на деле ситуация иногда оказывается далекой от идеала. Так, жильцы многих домов сталкиваются с нежеланием своей управляющей компании исполнять заявки по ремонту или, к примеру, содержать общее имущество в исправном состоянии. В таком случае решать проблему следует через обращение в государственную жилищную инспекцию Воронежской области (улица Плехановская, дом 53, офис 501). Если же в доме есть муниципальные квартиры, то заявление можно написать в муниципальный жилищный контроль (улица Никитинская, дом 50).
Кто, что и кому должен?
Обращение в жилинспекцию станет основанием для проведения проверки со стороны ведомства. Статьей 20 Жилищного кодекса РФ деятельность ГЖИ определяется по трем основным показателям:
• предупреждение;
• выявление;
• пресечение нарушений при использовании и содержании жилья.
Таким образом, инспекторы в ходе проверки обязаны обращать внимание не только на нарушения, отраженные в письменном заявлении граждан, но и фиксировать в акте все недостатки дома, выявленные в процессе осмотра. Между тем, часто представители ГЖИ заявляют, что должны проверять только заявленные жильцами нарушения в работе управляющих организаций. Такая позиция незаконна, и потребители, соответственно, могут обжаловать или опротестовать некачественную работу инспекторов.
Штрафы УК это бремя жильцов?
Если после проверки надзорного органа управляющая организация в установленный срок по-прежнему отказывается исполнить предписание, вступает в силу статья 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В соответствии с ее положениями, УК грозит штраф или дисквалификация на срок до трех лет. Последнее лишает физлицо – руководителя – права управлять компанией, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность. Что касается штрафов, здесь интерес вызывают источники их финансирования в управляющей организации. По сообщению юриста одной из УК Воронежа Екатерины Башкиревой, «штрафы компания оплачивает из процента управления (в среднем он составляет 10 % от тарифа «содержание и текущий ремонт»), который оговаривается в договоре с УК». Получается, оплачивается наказание из оборотных средств компании, что однозначно не идет на пользу ее финансовому благосостоянию. Но все же де-факто за проступки коммунальщиков вынуждены платить сами жильцы.
До последней инстанции
На действия или бездействия жилищной инспекции граждане могут пожаловаться непосредственно ее руководителю, советует аналитик по ЖКХ Региональной местной общественной приемной председателя партии «Единая Россия». Однако если и такие действия останутся без последствий, следующая инстанция – правительство Воронежской области. Кроме того, для защиты своих прав граждане имеют право обращаться в городскую прокуратуру (улица Свободы, дом 33). Для этого нужно направить письменную жалобу, в которой описать действия сотрудников жилищной инспекции, нарушивших требования законодательства по проведению проверки работы управляющих организаций.