В ноябре прошлого года Нина Бурцева приобрела мультиварку в одном из популярных магазинов бытовой техники нашего города. Выбирала долго и тщательно, но все равно прогадала. Принеся покупку домой, женщина тут же решила установить ее на приготовленное в кухонном гарнитуре место. Однако оказалось, что мультиварка не помещается. Расстроившись, Нина Ивановна поехала обратно в магазин. Объяснив ситуацию, она высказала желание вернуть товар. Продавец согласилась: написав на чеке «мультиварка сдана», она забрала бытовую технику, сказав, что деньги переведут на карту Нины Ивановны. Довольная результатом, покупательница отправилась домой, еще не зная, что это только начало этой бытовой истории.
Кто будет платить?
Согласно постановлению правительства № 55 от 19 января 1998 года, мультиварка относится к технически сложным товарам и не может быть возвращена. Об этом Нине Бурцевой сообщили, когда она 10 января пришла в магазин поинтересоваться, почему до сих пор деньги так и не поступили на ее счет. «Я была в шоке! Если есть закон, то продавец в первую очередь должен знать об этом. Почему же тогда он забрал у меня товар!? – негодует Нина Ивановна. – Я готова была взять обратно оплаченную мной мультиварку, но мне сказали, что на складе ее нет, и деньги магазин возвращать не должен. Честно скажу, для меня эта покупка дорогостоящая – 3700 рублей я не хочу выкидывать в воздух! Почему я должна платить за ошибки продавцов?!»
Гражданка Бурцева решила обратиться за помощью в общественную приемную партии «Единая Россия», чтобы ей помогли разобраться в сложившейся ситуации.
«Конечно, магазин допустил ошибку: продавец не должен был забирать мультиварку у Нины Ивановны, – объясняет юрист общественной приемной. – Этот товар является технически сложным, взаимодействующим с продуктами, и по постановлению правительства не подлежит обмену по субъективным причинам, то есть когда покупатель просто передумал, ему не понравился внешний вид техники и так далее. Другой вопрос, если в процессе использования мультиварка сломалась, а гарантийный срок еще не вышел. Тогда прибор может быть сдан в сервисный центр компании для ремонта».
В магазин, как на работу
Юристы помогли Нине Ивановне составить претензию на имя директора магазина. Но ответа не последовало. Более того, оказалось, что надпись на чеке о том, что товар возвращен, не имеет никакой юридической силы и не подтверждает этого действия. В таких случаях необходимо составлять акт приема-передачи товара.
«Я стала ходить в этот магазин, как на работу. Каждый раз меня успокаивали, что вопрос решается, просто надо подождать, – рассказывает гражданка Бурцева. – В итоге нервы мои не выдержали, и я устроила скандал. Это возымело действие – мне предложили взять мультиварку со склада, но несколько иную, чем я покупала. Отчаявшись, я согласилась, так как другого выхода просто не видела».
Но принеся домой выданный товар и вытащив его из упаковки, женщина чуть не заплакала: в мультиварке не хватало детали. Она снова написала претензию, где требовала доукомплектовать товар. И снова началась долгая череда ожидания. В результате, после нескольких недель, Нине Бурцевой все же выдали необходимую комплектующую.
«Это далеко не первая покупка, которую я совершаю в этом магазине. Всегда мне здесь все очень нравилось: и обслуживание, и товар, и качество. А теперь… я очень устала от всей этой волокиты, потраченного времени и сил. А результат меня все равно не устроил», – резюмирует Нина Ивановна.
Цена ошибки
Произошедшая ситуация, конечно, не типичная. Понятно, что незнание закона не освобождает от ответственности. Однако продавцы в первую очередь обязаны знать и ставить в известность покупателей об их правах и обязанностях. К сожалению, зачастую компетенция продавцов не превышает знания рядовых покупателей, а ошибки таких сотрудников в прямом смысле слова дорого обходятся обывателям.
Юристы общественной приемной в ходе работы над ситуацией связывались с юристами компании, с которой у Нины Бурцевой произошел конфликт. Те разъяснили, что ответственность за случившееся в данном случае они полностью возлагают на своего сотрудника. Однако в законе не прописаны меры наказания подобных специалистов. Единственное, что компания может сделать, это по личной инициативе оштрафовать ошибившегося служащего.
Наталья ШОЛОМОВА