Единого рецепта, как сделать бизнес успешным, нет. Главное – сильное желание начать собственное дело и умение рисковать. При этом нужно быть готовым к тому, что на первых этапах начинающий предприниматель столкнется с различными проблемами и неудачами, которые преследуют всех людей «без опыта». Например, у водителя-чайника обязательно пробьется колесо, разрядится аккумулятор, «заглючит» сигнализация или захлопнется дверь с ключом внутри. Но прежде чем сесть за руль, он знает, как завести машину, тронуться с места. А вот начинающий бизнесмен или человек, который только планирует открыть свое дело, часто находятся в неведении: с чего начинать, как выходить на рынок и заявлять о себе потребителям – будущим клиентам?
Из хобби – в бизнес
Сложнее всего приходится тем, кто хочет превратить хобби в бизнес, пусть и небольшой. Алексей Ковалев уже многие годы собирает модели православных церквей и храмов. В его коллекции – уменьшенная копия Софийского собора в Киеве, Храма Христа Спасителя, или Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, отдельный ансамбль Троице-Сергиевой лавры – колодец со святой водой и… Диснейленд. «Мне нравятся монументальные сооружения, они меня воодушевляют, – поясняет Алексей Андреевич. – Сначала я занимался резьбой по дереву, чеканкой, а после того, как на глаза попалась маленькая открытка с Софийским собором, решил смастерить модель собственными руками. Конечно, это кропотливая работа: нужно рассчитать размеры, выточить каждую деталь, покрасить…»
Заветная мечта Алексея Ковалева – сделать модель Храма Василия Блаженного. По его словам, это будет самой сложной работой – много куполов, мелких деталей. «Но упрощать я не намерен, – говорит мастер. – Ведь в будущем я хочу делать модели на заказ, поэтому халтурить нельзя. Правда, я пока не знаю, с чего начать, где искать клиентов?»
«Выйти» на клиента
Эксперты рекомендуют развивать свой бизнес с поиска потенциальных потребителей. Самый простой способ: возьмите трубку, обзвоните друзей, знакомых, узнайте, будет ли им интересно ваше предложение. И уже после этого делайте личную презентацию, совершайте пробные продажи. «Главная цель такого шага – определение целевой аудитории, – рассказывает руководитель Воронежского центра подготовки предпринимателей Олег Таможенко. – Но есть в этом и еще один плюс. Бывает, что предложив свой товар или услугу пять-десять раз, вы получаете обратную связь от клиентов – в этом случае можно скорректировать свое предложение в соответствии с потребностями рынка. Или наглядно понять, насколько востребована бизнес-идея. При самом пессимистичном варианте ценой ошибки станут три-пять дней личного времени, ничтожные затраты на телефон, транспорт. Но при этом можно накопить бесценный опыт общения с клиентами».
По словам Олега Владимировича, модели храмов и церквей, который изготавливает Алексей Ковалев, могут быть востребованы на рынке эксклюзивных подарков, в том числе и для бизнесменов, но при условии качества исполнения. Главная задача – набраться терпения и выработать эффективный способ предложения и продажи своего товара.
Наладить сбыт
Главная трудность, с которой сталкивается практически каждый начинающий предприниматель – организация системы сбыта продукта. Существует ошибочное представление, что для создания своего бизнеса надо начать что-либо производить или оказывать какие-либо услуги. Поэтому все внимание «новичка» сосредотачивается на «отделе производства», и на этом пути он сталкивается с огромной массой финансовых и организационных трудностей. Это и регистрация предприятия, управленческий и бухгалтерский учет, налоговая отчетность, затраты на организацию производства. А сбыт при этом отходит на второй план.
«Однако в настоящее время на первые роли выходит именно сбыт продукции,– отмечает эксперт рубрики. – Например, любая домохозяйка может приготовить гамбургер вкуснее, чем в Макдональдсе. Но продаст ли она их больше, чем в этом популярном общепите? Думаю, и мастеров, способных создавать модели храмов, найдется в достатке. Весь вопрос в том, кто сможет выстроить очередь из клиентов за своими заказами?..»
Поэтому научившись продавать и эффективно использовать «рычаги сбыта», предприниматель может развивать любой бизнес. При этом не принципиально, какой именно товар или услугу предлагает его предприятие. Оно будет процветать, если бизнес-система правильно построена и отлажена.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Олег ТАМОЖЕНКО, руководитель Воронежского Центра Подготовки Предпринимателей:
– Основной совет начинающим предпринимателям: учитесь продавать и обслуживать. Истинный бизнесмен тот, кто умеет понимать потребности клиента. Это совсем иной «горизонт» личности, менталитет, отличающий его от наемных работников, которые любят командовать и презирают клиента. Часто приходится слышать: чтобы научиться продавать, нужна предпринимательская жилка. Следуя этой логики, скажу так: чтобы освоить чтение, нужна читательская жилка, а для того, чтобы хорошо кататься на коньках – конькобежная. На самом деле всему можно научиться, но некоторое время придется поупражняться.
Любой малый бизнес можно сравнить с пророщенным из семечка растением. Человек, который изучил его природу, понимает, что нужно саженцу. Знает, как за ним ухаживать, как он должен выглядеть, поэтому способен вырастить столько растений, сколько ему нужно.
Олег ТАМОЖЕНКО, руководитель Воронежского Центра Подготовки Предпринимателей:
– Основной совет начинающим предпринимателям: учитесь продавать и обслуживать. Истинный бизнесмен тот, кто умеет понимать потребности клиента. Это совсем иной «горизонт» личности, менталитет, отличающий его от наемных работников, которые любят командовать и презирают клиента. Часто приходится слышать: чтобы научиться продавать, нужна предпринимательская жилка. Следуя этой логики, скажу так: чтобы освоить чтение, нужна читательская жилка, а для того, чтобы хорошо кататься на коньках – конькобежная. На самом деле всему можно научиться, но некоторое время придется поупражняться.
Любой малый бизнес можно сравнить с пророщенным из семечка растением. Человек, который изучил его природу, понимает, что нужно саженцу. Знает, как за ним ухаживать, как он должен выглядеть, поэтому способен вырастить столько растений, сколько ему нужно.