Активная подготовка к творческому испытанию началась у выпускников в сентябре, когда стали известны тематические направления сочинений. Однако непосредственно с темами сочинений ученики познакомились на самом «экзамене». Примечательно, что темы подбирались с учетом часового пояса региона с целью исключения утечки информации.
Одиннадцатиклассники писали сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем. Ученики, написавшие сочинение с использованием менее 250 слов, автоматически получают «незачет», рекомендуемый объем работы – 350 слов. Школьники должны были сформулировать свою позицию по выбранной теме и аргументировать ее на основе одного и более литературных произведений: русской или мировой литературы.
Воронежским выпускникам были предложены следующие темы:
• Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
• «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
• Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
• Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
• Что важнее: любить или быть любимым?
Ребята из других регионов размышляли над тем, «Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)», «Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны?», «Как влияет на сущность человека война?», «Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?», «Чему человек может научиться у природы?», «Чем может быть ценен для детей опыт отцов?», «В чем истоки непонимания между людьми разных поколений?», «Во имя чего человек может идти на самопожертвование?», «Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?» и другие темы.