Житель Воронежа Николай Шевелев пользуется услугой «онлайн», которую предоставляют многие банки.
– Мне пришло смс-сообщение, однако зайти в «личный кабинет» я не смог. Созвонился с оператором, мне сказали, что сейчас на сайте проводятся наладочные работы, и посоветовали повторить эту процедуру несколько раз, – рассказывает Николай.
100 %-го способа защитить свою карту от посягательств мошенников не существует, однако снизить риск потери денег все же возможно |
Комментирует юрист общественной приемной:
– Подобная ситуация может произойти при сбое программы в банке, а также если компьютер клиента заражен вирусами. В последнем случае реальный сайт банка подменяется его имитацией, и вся вводимая информация передается мошенникам. Для того, чтобы снять денежные средства, им необходим единовременный пароль, который приходит владельцу карты в виде смс. А потому зачастую после «путаницы» на сайте, они звонят человеку и убеждают его подтвердить реквизиты. Между тем, чтобы защитить свои данные, на интернет-ресурсах кредитных организаций нередко можно встретить памятку о мерах информационной безопасности. Так, например, среди прочих правил там можно встретить самое главное: не сообщайте свой пароль даже сотрудникам банка – не факт, что человек, позвонивший вам с таким предложением, не окажется опытным аферистом.
Загадочная пропажа
Игорь Ходяков поменял сим-карту своего мобильного телефона, однако при этом не отключил услугу «мобильный банк». Воспользовавшись этим, мошенники сняли с его карты часть средств в размере 10 тысяч рублей. Игорь Александрович признается, что в этом есть его вина, но далее «карточные» события стали развиваться совсем уж странным образом. Его карта была заблокирована, и пока мужчина ожидал ее перевыпуска, с нее были сняты остальные деньги – в итоге общая потеря составила около 30 тысяч рублей. На руки карту мужчина получил 12 мая, а операция была проведена 10-го. Как такое могло произойти, остается пока загадкой. По словам Игоря Ходякова, сотрудники банка на его вопросы лишь пожимают плечами, рассказывая об ошибке. Сейчас Игорь Александрович ожидает ответа из московского офиса кредитной организации.
Не доверяйте простым телефонным звонкам: если вы потеряли карту, отправьте в банк факс с сообщением о пропаже |
– Если у мошенников есть сама карта, ее реквизиты, копии магнитной полосы или пин-код, то используя разные комбинации этих составляющих, технически подкованные злоумышленники смогут завладеть чужими деньгами. Так, имея на руках карту, аферист может выдать себя за законного ее держателя и расплатиться ею – например, в магазине или при совершении интернет-покупок. Реквизиты позволяют использовать ее для оплаты товаров в Сети или по каталогам, если имеется такая возможность.
Если же в наличии есть карта (или копия магнитной полосы) и пин-код, то можно снять с не только средства, имеющиеся у клиента банка, но и загнать гражданина в долговую яму. Так, некоторые карты располагают возможностью так называемого овердрафта, когда человек может «занять» деньги у кредитной организации. Если же этой услугой воспользуются злоумышленники, то через некоторое время клиента может ожидать весьма неприятный «сюрприз» в виде солидного долга перед банком.
Конечно, защитить свою «кредитку» от всех мошеннических посягательств невозможно, но, соблюдая простые правила безопасности, вы можете снизить риск лишиться денег. Прежде всего, не стоит расплачиваться картой в подозрительных местах и отдавать «кредитку» продавцу или официанту (нет гарантии, что вы не «оплатите» товары или услуги несколько раз), а также проводить операции по ней в сомнительных банкоматах: пользуйтесь только теми, которые находятся в охраняемых помещениях с постоянным видеонаблюдением. Запомните пин-код и ни в коем случае не храните его в кошельке: в случае кражи именно так теряют деньги наиболее доверчивые граждане. Кроме того, следует всегда проверять отчеты банка о списаниях с карты.
Если у вас пропала карта…
Неважно, произошла потеря или кража, прежде всего, необходимо известить об этом банк. Обычно в договоре прописано, что именно вы как владелец карты, несете ответственность за любые операции по ней до того момента, пока кредитная организация не получит письменного уведомления о краже. Из этого следует, что просто позвонить оператору и сообщить о проблеме недостаточно. В этом случае банк, конечно, заблокирует карту и авторизация будет прекращена, однако это не всегда сможет уберечь ваши деньги: «кредитку» можно будет использовать – например, при отсутствии необходимого оборудования или же в силу установленного минимального лимита покупки, когда авторизация не требуется. Чтобы быть уверенным, что ваши деньги не станут легкой добычей аферистов, обязательно отправляйте в кредитную организацию факс об утере карты.
Техника на грани фантастики. Нередко «на помощь» аферистам приходит так называемый скиммер (его устанавливают на картоприемник, чтобы считать информацию с магнитной полосы), а также накладная клавиатура (так можно узнать пин-код). А потому следует знать, что самые безопасные банкоматы оснащены антискиммерами – устройствами зеленого, желтого или синего цвета, на которых изображен замок.
Будьте внимательны! Опасность лишиться денег существует и при использовании банкомата. В этом случае на удочку мошенников попадаются рассеянные владельцы карт. Так, злоумышленники могут попросту заклеить окошко выдачи в банкомате скотчем. Решив, что аппарат неисправен, люди спокойно забирают карту, а аферисты, наблюдающие эту картину – их деньги.