Однажды в салон красоты заявилась девушка. На вид – не больше 18, но то, как она была одета, как выглядела, как вела себя и разговаривала, повергло мастеров в шок. В майке цвета «вырви глаз», кожаных брюках и гриндерсах, с утыканным по всему лицу пирсингом и вызывающе ярким макияжем – ее «стайл» предполагал такое же безобразие и на голове. Но к удивлению стилистов волосы клиентки – длинные и каштановые – были в порядке. «Хочу короткую стрижку, – решительно заявила она и продолжила: «И сделайте из меня блондинку!» – в голосе зазвучала наглость. Сотрудники парикмахерской, все как один, отрицательно покачали головой – никто не хотел портить такую шикарную шевелюру.
![]() | Опытные бизнесмены часто лукавят, говоря, что трудным клиентам они отказывают | ![]() |
На самом деле ситуация оказалась банальной: мама и папа – состоятельные люди, которые постоянно потакали капризам дочери. «Я думаю, ее выходка и нелепая внешность – всего лишь крик, вызов родителям и обществу: обратите на меня внимание!», – мудро заметила предпринимательница.
Капризы или придирки?
Другой бизнесмен Максим Оверченко вспоминает такой случай. Не так давно в его собственную студию веб-дизайна пришел мужчина и сделал заказ. Он хотел, чтобы сотрудники разработали сайт, через который клиент смог бы торговать недвижимостью. «Сказал, это необычный проект: меню и материалы на портале должны быть переведены на 7 языков! – рассказывает молодой человек. – Это три «традиционных» – русский, английский и немецкий, а еще четыре – шведский, финский, иврит и китайский. Нам, конечно, все равно, но было любопытно, почему именно такой выбор. Внятного ответа мы так и не услышали, но раз надо – сделали».
![]() | Мужчина попросил испечь торт в виде автомобиля «Ауди», потом БМВ, затем кабриолета «Крайслер». Мастера с иронией спросили: «Может быть, «Ладу Калину»? | ![]() |
«Если честно, я и мои сотрудники впервые столкнулись с таким «замороченным» клиентом, – говорит бизнесмен. – Скорее всего, мужчина решил заработать денег, но так до конца и не определился, на чем именно. Не могу назвать его капризным или чересчур придирчивым. Он из категории тех, кто хочет «пойти туда, не знаю куда» и чтобы ему «принесли то, не знаю что». Такие клиенты – самые трудные».
Чудак-сластена
Яна Щербинина, владелица собственной фирмы по выпечке эксклюзивных тортов, уверяет, что с неадекватными людьми за все время работы «кондитерской» никогда не встречалась. «Есть чудаковатые, делающие заказы чуть ли не каждую неделю – это да, – делится впечатлениями девушка. – Обычно мы выпекаем торты к праздникам, юбилеям и по особенным случаям – на рождение и именины детей, свадьбы и даже новоселья. А несколько месяцев назад у нас появился постоянный клиент – это мужчина, который заказывают выпечку исключительно по пятницам. При этом он, скорее всего, помешан на автомобилях».
Первый торт он попросил сделать из 13 коржей, но чтобы в нем обязательно присутствовал шоколад – белый, черный, молочный, но без «жутких розочек». Потом сладкие «произведения искусства» выглядели так, как будто только что сошли с конвейера автозавода. «Выпечка напоминала модель Ауди, потом БМВ, затем кабриолет «Крайслер», – вспоминает кондитер. – Мастера хихикали, но работу свою делали. А когда мужчина пришел к нам в очередную пятницу, мы не без иронии спросили – может быть, «Ладу Калину»? Он, как мне показалось, не обиделся, даже подыграл нам и с юмором ответил: «Как деньги закончатся, так и перейдем на ВАЗ!»
Напоследок Яна спросила, действительно ли его семье нравятся сладости или это какая-то забава? На это мужчина серьезно ответил: «Я живу один и ем торты в одиночку – каждую неделю, по пятницам…»
Бизнесмены лукавят
Странные и трудные клиенты хотя бы раз встречаются каждому предпринимателю, считает бизнес-консультант Аркадий Слуднов. Организаторы бизнеса, их сотрудники – консультанты и менеджеры – сами определяют, как с такими общаться. Иногда они говорят, что с капризными и чересчур придирчивыми людьми дела лучше не иметь. По мнению эксперта рубрики, с трудом верится, что если такой покупатель сделает заказ на крупную сумму, от него откажутся.
«Особенно это касается начинающих предпринимателей, у которых желание реализовать свою товар и свою услугу кому угодно всегда перевешивает. В итоге, работая с неадекватными людьми, за стандартную плату они получают массу проблем в придачу, – объясняет Аркадий. – А опытные бизнесмены часто лукавят, говоря, что трудным клиентам нередко отказывают. На самом деле любой владелец компании заинтересован в прибыли».
Владельцы собственных компаний и фирм нередко составляют классификацию своих клиентов. В основном, их подразделяют по 3 показателям. Первые знают, чего хотят. Вторые в курсе того, как это можно или нельзя сделать. Такие, как правило, не мучают предпринимателя сроками и стоимостью работ. Третью группу сформировать непросто: показатель, по которому происходит отбор, чисто психологический – это восприятие. Бизнесмены уверены: в течение первых 2-3 минут общения можно определить, насколько клиент адекватен.
По мнению воронежских предпринимателей, чаще всего встречаются такие «вариации» потребителей. Решительные – это те, кто не обращает внимания на советы консультанта. Робкие, наоборот, могут часами расспрашивать о достоинствах товара, при этом всегда очень вежливы. Капризные требуют «невозможного», и часто менеджеры просто теряют с ними время: они редко что покупают. Еще одна категория – это те, кто постоянно торгуется: для них требовать скидку – уже привычка.
ВАШЕ МНЕНИЕ
Вы открыли собственное дело или только собираетесь это сделать? У вас есть вопросы, связанные со стартапом, развитием бизнеса или проблемами при его становлении? Вы хотите больше узнать о программах поддержки предпринимательства? Задавайте вопросы нам. Вы получите квалифицированный ответ от наших экспертов. Ждем ваших отзывов и комментариев по телефону 261-99-99.
Вы открыли собственное дело или только собираетесь это сделать? У вас есть вопросы, связанные со стартапом, развитием бизнеса или проблемами при его становлении? Вы хотите больше узнать о программах поддержки предпринимательства? Задавайте вопросы нам. Вы получите квалифицированный ответ от наших экспертов. Ждем ваших отзывов и комментариев по телефону 261-99-99.