Когда первое слово «люблю»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Когда первое слово «люблю»

17 октября 2023 / просмотров – 1363
Городская жизнь

Воронежский центр реабилитации инвалидов его подопечные называют «вторым домом». Здесь они получают необходимые в жизни навыки, находят друзей, занимаются творчеством и спортом.

Смогу – не смогу?

Беговая дорожка, велосипед, гантели... Мы заходим в комнату, где проходит физкультура. Только ребята не в спортивной форме, а в праздничной: девушки – в платьях, парни – в брюках и белых рубашках.

«Подготовились к фотосессии», – объясняет педагог Андрей Кузнецов.

Занимаются усердно. Спрашивают все ли правильно делают. Успевают и задания выполнять и болтать между собой. Позируют фотографу. Каждые 5 минут переходят к новому упражнению.

«Программа составляется с учетом индивидуальных особенностей. Наша задача – поддержание формы. Организм должен быть в тонусе. Дома зарядку они не делают, а в центре тренируются 2-3 раза в неделю, – рассказывает Андрей. – Прогресс лучше всего виден у малышей. Примерно раз в два месяца мы проводим занятия с родителями, чтобы продемонстрировать успехи.

Конечно, энтузиазм у «спортсменов» есть не всегда. И тут главное понять причину. Усталость, плохое настроение, болезнь… Заставлять смысла нет. Надо поговорить, разобраться. Определить психологический настрой. Возможно, человеку необходимо дать другое задание или возможность посидеть, отдохнуть. Чтобы к следующему занятию был хороший эмоциональный фон».

Окончив институт физкультуры, Андрей Кузнецов трудился сначала в спортивной, а потом в обычной школе. Решив перейти в центр реабилитации, хотел проверить себя: сможет – не сможет. Работает уже 6 лет.

С реабилитации на бал

В следующем зале танцы. Вообще-то ребята пришли на репетицию спектакля «Кошкин дом», но один из главных героев приболел. Выход из ситуации предложила педагог Людмила Шевченко. Ее воспитанникам есть, что показать: недавно они побывали на настоящем балу.

«Участники были в костюмах и бальных платьях. Специально к этому мероприятию мы разучили вальс и падеграс. В итоге танцевали даже те, кто никогда этого не делал, – вспоминает Людмила. – Вы бы видели, как блестели их глаза!»

В репертуаре театральной студии два спектакля – «Приключения Нюрочки» и «Кошкин дом». С одним из них артисты уже ездили на гастроли: выступали в филиале центра реабилитации, который находится на левом берегу.

«Зрители смотрели с удовольствием, – комментирует Людмила Шевченко. – Иногда я думаю: зачем все это, приношу ли я пользу? А потом вижу, как наши ребята идут на бал и чувствуют себя уверено, участвуют в спектаклях практически как профессиональные актеры. А ведь многие в процессе подготовки учились не только читать, но и говорить. А со временем начали играть, появились эмоции. Некоторые стали смотреть в глаза, хотя у аутистов это бывает крайне редко. Я работаю в центре три года и понимаю, что все не зря».

Сам себе повар

По словам директора учреждения Елены Андрияновой, среди ее сотрудников нет случайных людей. Все они трудятся по призванию.

«Этот год для нас юбилейный, мы отмечаем 10-летие ЦРИ, – говорит она. – Наш центр единственный в Воронежской области, где помогают и детям с 3 до 18 лет, и молодежи до 40 лет. К нам ходят аутисты, даунята, ребята с сахарным диабетом, ДЦП и ЗРП, есть даже «хрустальный» мальчик… Ежегодно реабилитацию проходят около 700 человек. Они занимаются с психологом и логопедом, посещают музыкальные, танцевальные и театральные студии. В силу своих особенностей часть наших взрослых подопечных не может трудоустроиться, поэтому ходят сюда как на работу. Радуются подаркам, игрушкам, вниманию даже больше, чем дети. Это единственное место, где они могут себя реализовать».

Сейчас у центра три филиала. На левом берегу – столярно-слесарная мастерская и компьютерный класс. На правом – швейная мастерская, мини-типография и мини-кухня, адаптированная под инвалидов-колясочников, которая появилась благодаря федеральной программе «Доступная среда». Вместе с педагогом по социально-бытовому ориентированию ребята учатся готовить и сервировать стол.

Навыки эти жизненно необходимы. После ухода родителей, взрослым, но не приспособленным к решению бытовых проблем инвалидам, приходится очень трудно. Их пенсии хватает на оплату ЖКУ и минимальный набор продуктов, которые еще надо суметь приготовить...

«У нас была девочка, ну, как девочка, ей было за 40, – вспоминает Елена Васильевна. – Когда у нее умерла мама, родственники навещали не часто. Несколько раз в месяц привозили еду. Она съедала все, что не надо готовить, а потом сидела голодной. Не было навыков самообслуживания. Когда мы пришли к ней, она взяла буханку хлеба и сразу же ее съела – целиком, всухомятку, без ничего».

Давайте посидим на полу

В центре работает служба домашнего визитирования – психолог, инструктор по физкультуре и педагог дополнительного образования 2 раза в неделю ходят к тяжелым детям, которые не могут посещать учреждение самостоятельно. Появилось социальное такси для ребят-колясочников (до этого подобной услугой пользовались лишь пожилые инвалиды). Машина пока одна, поэтому в день она перевозит 5-6 человек.

Многие воспитанники центра посещают детские сады и школы, а сюда приходят на дополнительные занятия.

«Кто-то приходит за услугой, к примеру, поставить звук у логопеда. Сделали – ушли. Аутисты и даунята посещают центр на постоянной основе, потому что сегодня они что-то выучили, а через неделю – забыли. Процесс должен быть непрерывным, – считает Елена Андриянова. – Прогресс есть даже несмотря на то, что у многих наших взрослых «отрицательный реабилитационный прогноз». Так, один из мальчиков пришел с бадиком, тихо сидел в сторонке, а сейчас танцует и играет главные роли в спектаклях. Не говорит, но все понимает и пытается воспроизводить».

Педагоги центра ищут подход к каждому ребенку. Наверное, поэтому здесь занимаются дети из всех районов города. Бывает и из области, но эти случаи единичны.

«У нас занималась девочка-колясочница из Бобровского района. Тяжелый случай, много сопутствующих болезней. Мама никуда не могла с ней зайти, она начинала кричать и выть как сирена. На период реабилитации ее приютила наш сотрудник, так как из Боброва особо не наездишься, – рассказывает Елена Андриянова. – И вот приходим мы на работу, а наш психолог сидит на полу у входа. Спрашиваем: «Дима, что случилось?» Он: «Не мешайте нам. Ребенок хочет посидеть на полу. Мы сидим». И так постепенно, мелкими шажками он нашел к ней подход. Девочка стала воспринимать людей, заходить в помещения и даже участвовать в праздниках».

Любой вопрос можно решить

Благодаря федеральной программе «Доступная среда» в центре реабилитации был проведен капитальный ремонт, закуплено необходимое оборудование. А недавно появилась удобная, современная мебель. Дополнительные бюджетные средства на эти цели сумел привлечь Сергей Чижов. Он помогает ЦРИ с момента его основания. Поддерживает реализацию значимых проектов, содействует в модернизации материально-технической базы и проведении досуговых мероприятий как для воспитанников, так и для сотрудников учреждения.

«По каким бы вопросам мы не обращались к Сергею Чижову, всегда находили поддержку. Не было такого, чтобы нам отказали, – подчеркивает Елена Андриянова. – Нужен компьютер? Экстренный ремонт? Новая мебель? Без проблем. Сергей Викторович откликается и решает все вопросы очень оперативно. Все наши праздники – День рождения центра, День социального работника, День инвалида, Новый год – проходят при его содействии. Мы посещаем театры, ездим на экскурсии, узнаем много нового. И ребята, и мои коллеги благодарны Сергею Чижову за участие в жизни нашего центра и неравнодушное отношение к людям».

Формированию комплексной системы поддержки детей и взрослых с инвалидностью и ОВЗ, созданию условий для раскрытия их потенциала и развития Сергей Чижов уделяет пристальное внимание. В рамках работы в регионе он принимает личное участие в решении вопросов, касающихся деятельности районных обществ инвалидов, объединений семей, где растут дети с особенностями здоровья, социальных учреждений, работа которых направлена на реабилитацию и адаптацию воронежцев.

При его участии Госдума последовательно совершенствует законодательство в сфере защиты прав инвалидов, расширяет социальные гарантии, повышает эффективность механизмов развития безбарьерной среды в наиболее значимых сферах жизнедеятельности, а также увеличивает финансирование профильных программ.

Я б в художники пошел, пусть меня научат…

«Раньше родители стеснялись выходить на улицу с детьми-инвалидами, сидели в четырех стенах, – рассказывает Елена Васильевна. – До определенного возраста никто с ними не занимался, поэтому некоторые ребята до 18-20 лет даже не говорили. Был у нас один мальчик, который вначале просто мычал. Стал проходить реабилитацию и сказал свое первое слово – «люблю». Мама, услышав его, заплакала. Потом произнес ее имя. Начал говорить односложными предложениями. Это, конечно, дорогого стоит».

Сейчас жизнь людей с инвалидностью более насыщенна. Воспитанники центра становятся лауреатами музыкальных и танцевальных конкурсов, успешно занимаются спортом, в частности греблей и плаванием, активно изучают окружающий мир.

«В прошлом учебном году у нас был курс «Мир вокруг нас». Мы ездили по Воронежу и районам области – Бобровскому, Семилукскому, Острогожскому, Павловскому, Лискинскому. Посещали кондитерскую фабрику, музей шоколада, школу водолазов, музей «Петровские корабли». В этом – сделаем упор на экологию, – рассказывает педагог дополнительного образования Алла Копий. – Буквально на днях мы были в Белом колодце, знакомились с природой, общались с альпаками, собачками и козочками, которые впечатлили ребят больше всего. В планах – Костенки и Борщевские курганы. Дети любят путешествовать и в поездках ведут себя прекрасно».

Цель на ближайшее будущее – создание гербария. Во время нашего визита ребята делали заготовки. Каждый рисовал дерево – любое, которое ему больше нравится, или, точнее, которое лучше получалось, потому что быть художником тоже не просто.

Задать вопрос депутату можно в режиме онлайн. Сергей Чижов в соцсетях https://chizhov-s-v.ru/card/

Ольга Ласкина
Лариса Карпызина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели