Валентина Дорошенко обратилась в местную общественную приемную Председателя Партии «Единая Россия» к депутату Государственной Думы от Воронежской области Сергею Чижову, чтобы рассказать: в одном из воронежских магазинов популярной в народе торговой сети торгуют просроченной продукцией. К сожалению, такие обращения встречаются достаточно часто. В большинстве случаев подобные ситуации разрешаются положительным образом для покупателя – руководство магазина старается загладить свою вину немедленным возвратом денег за некачественный продукт.
В случае Валентины Дмитриевны ситуация сначала развивалась по стандартному сценарию, однако без неприятных деталей не обошлось.
«Спасибо» и на том
…В тот день женщина решила купить в ближайшем от дома магазине шпикачки. Взяв одну из упаковок, она в первую очередь обратила внимание на дату: все в порядке. Оплатив покупку, женщина направилась домой, где сразу открыла пакет. В нос ударил неприятный запах.
«Я взяла шпикачки в руки, а они оказались такими слизкими, что я еле отмыла пальцы. Смотрю, а внутри упаковки набита другая дата – 2008 год», – возмущается Валентина Дмитриевна.
Женщина сразу вернулась в магазин. Попросила пригласить менеджера. Сотрудница согласилась сделать возврат денег, однако сумма оказалась немногим меньше уплаченной. Менеджер в грубой форме объяснила это тем, что, во-первых, этот товар продавался со скидкой, а во-вторых, упаковка вскрыта. «Я сначала начала возмущаться такой несправедливостью, но сотрудник магазина начала повышать голос, хамить, мол, если не хотите – не берите деньги, скажите «спасибо», что вообще возвращаем хоть что-то. Я расстроилась и ушла домой. Очень неприятный осадок остался после этой ситуации. Они виноваты, хоть бы извинились и мне этого было бы достаточно, а здесь такое хамство, которое не может не возмущать!» – негодует Валентина Дорошенко.
Не отходя от кассы
За инструкцией, как поступать в подобных ситуациях, мы обратились в областную организацию защиты прав потребителей «Воронежский союз потребителей». Там нам объяснили, что в случае покупки продуктов питания с просроченным сроком годности, необходимо первым делом обратиться к администратору магазина с самим товаром и кассовым чеком, подтверждающим факт покупки именно в этом магазине. Так что чек после совершения покупки желательно в течение некоторого времени сохранять. В 90 % случаев администрации продуктовых магазинов идут навстречу своим покупателям и без проблем возвращают денежные средства за просроченный товар.
Если администрация магазина отказывает потребителю в возврате денег, необходимо, что называется, не отходя от кассы сделать запись в Книге отзывов и предложений. Далее обратиться с письменным заявлением в Управление Роспотребнадзора по Воронежской области (улица Космонавтов, 21А, телефон горячей линии: 8-800-200-47-32, телефон приемной: 263-77-27). По поступившей жалобе сотрудниками управления будет проведена соответствующая проверка и, если факт продажи некачественных продуктов питания подтвердится, виновные лица будут привлечены к ответственности, а потребитель получит назад свои деньги.
Полная «авоська»
Сложнее дело обстоит в случае, если вы не сохранили кассовый чек. Однако в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», отсутствие документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. К примеру, он может подтвердить свою покупку именно в этом магазине свидетельскими показаниями.
Что касается испорченных продуктов питания (в результате, например, неправильного хранения или транспортировки), то в данном случае, если обращение в магазин ни к чему не привело, тоже следует обращаться в региональное управление Роспотребнадзора, где имеется соответствующая лаборатория. Однако стоит иметь в виду, что не каждый испорченный продукт (особенно со вскрытой упаковкой) может быть принят на исследование, поскольку не всегда можно установить причинно-следственную связь между фактом покупки конкретного продукта питания и его состоянием (например, продукт мог неправильно храниться самим потребителем). Стоимость лабораторных исследований зависит от объема, вида, характера испытаний, поэтому может варьироваться от 700 до 3000 рублей и более.
Но если по результатам испытаний продукт будет признан не соответствующим предъявляемым к нему требованиям, потребитель вправе требовать от магазина уже не только стоимость самого товара, но и стоимость лабораторных испытаний, а также удовлетворения морального вреда.
Если и на основании лабораторного заключения магазин откажет потребителю в удовлетворении его требований, единственный вариант разрешения спорного вопроса –это обращение в суд.
В любом случае, не стоит расстраиваться и опускать руки, если на вашем обеденном столе оказался некачественный продукт. Данную ситуацию можно разрешить в вашу пользу. Более того, это обязательно нужно делать, чтобы недобросовестные торговцы не пытались сбывать свой просроченный товар, надеясь на «авось» русского покупателя. Вы имеете право высказать свое недовольство, и потребовать справедливости. Будьте внимательны, при выборе любых продуктов. И приятного вам аппетита!