Напомним, что с 1 января 2018 года Налоговый кодекс пополнится положением о введении налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Этот факт требует закрепления в Бюджетном кодексе нормы о его зачислении в федеральный бюджет. Похожая ситуация сложилась и с изменением правил уплаты акцизов на реализацию средних дистиллятов. Теперь 50 % доходов будет направлено в федеральный бюджет и 50 % – в бюджеты регионов.
Одна из основных корректировок заключается в изменении сроков отражения общего объема госдолга и его записи в Государственную долговую книгу РФ. Последнее действие должно быть сделано в течение пяти рабочих дней с момента предоставления госгарантии. Таким образом, объем госдолга «автоматически» увеличивается на предельную сумму ответственности гаранта, независимо от момента возникновения долговых обязательств. Отметим, что на 1 октября 2017 года официальная сумма внутреннего госдолга России по госгарантиям составила 1,81 триллиона рублей, внешнего – 11,7 миллиардов. При этом фактические значения составили 1,67 триллиона и 9,82 миллиарда долларов США соответственно. Таким образом, отчетные данные оказались завышены почти на 150 миллиардов рублей и более чем на 1,8 миллиарда долларов. Именно этой нестыковкой и обусловлена необходимость пересмотра подхода к учету обязательств по госгарантиям.
В Бюджетный кодекс также может быть введено положение о закреплении условий предоставления субсидий как в договорах, так и в нормативных правовых актах. Это позволит сделать механизм выделения и трат федеральных средств прозрачнее. Согласно разработанной таблице поправок, не допускается устанавливать предельные значения в отношении субсидий из федбюджета. Исключение могут сделать только для ассигнований, источником которых являются резервные фонды президента и Правительства РФ. Также это может коснуться средств, выделенных на софинансирование капитальных вложений в строящиеся или приобретаемые объекты или на проведение международных мероприятий.
Таблица поправок также вводит в документ новую статью, которая допускает выделение из федерального бюджета нераспределенных ранее субсидий на возмещение части процентной ставки по агропромышленным кредитам. При этом один транш не может превышать 10 % от общей суммы оставшихся ассигнований.
Как пояснил депутат Госдумы от Воронежской области Сергей Чижов, бюджетное правило – это традиционный инструмент обеспечения финансовой стабильности, который востребован среди стран, зависимых от нефтегазовых доходов – США, Япония, Израиль, Испания, Колумбия и другие. «Переход на новое «бюджетное правило» будет способствовать обеспечению стабильности структуры государственных расходов и повышению точности бюджетного планирования, – отметил парламентарий. – Применение такой методики позволит вывести исполнение обязательств федерального центра из-под влияния внешней конъюнктуры и поможет России защитить себя от высоких цен на углеводороды. Главным источником ресурсов должен стать экономический рост».
Комитет по бюджету и налогам одобрил корректировки Бюджетного кодекса
Вчера на очередном заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам парламентарии рекомендовали принять во втором чтении законопроект о приведении Бюджетного кодекса в соответствие с новыми «бюджетными правилами». Также была разработана таблица поправок, соавтором которой стал депутат Госдумы от Воронежской области Сергей Чижов.