«В течение ближайших трех лет на имущественные взносы в госкорпорации в федеральном бюджете предусмотрено более 556 миллиардов рублей, – говорит депутат. – Конечно, никто не подвергает сомнению важность госучастия в проектах атомной энергетики, авиастроения. Но коль скоро мы предъявляем высокие требования к эффективности расходованию средств нашими регионами, справедливо требовать аналогичное от госкорпораций».
Парламентарий напомнил, что, согласно действующим нормам, госинвестиции в объекты, строящиеся госкорпорациями, осуществляются в форме прямого имущественного взноса в уставный капитал, что затрудняет контроль использования этих средств и их возврат в случае выявления нарушений. Поэтому наряду с систематизацией всех форм субсидирования подобных организацией и регламентацией порядка их предоставления, законопроект предлагает вывести бюджетные расходы на финансирование крупных инвестпроектов в ФАИП.
«Это позволит применять такие важные механизмы, как оценка эффективности капиталовложений, проверка достоверности сметной стоимости, утверждение профильным ведомством или кабмином, – поясняет Сергей Викторович. – Дополнительно предусматривается возможность возврата средств в бюджет, в случае выявления нарушений при их использовании».
Концептуально Комитет одобрил законопроект, однако в ходе его рассмотрения был выявлен ряд недочетов, которые будут устранены ко второму чтению. В частности, нуждаются в уточнении критерии, по которым предлагается определять факт невыполнения государственного или муниципального задания – пока что они касаются параметров, связанных с объемом работ, а не с их качеством. Кроме того, у Комитета, равно как и у Счетной палаты, вызывает сомнения целесообразность предложения делать исключение для проектов, реализуемых железнодорожными организациями, а также связанных с развитием автомобильных дорог.