Трагичная Америка
Открылся концерт исполнением композиции Майкла Гордона «Light is calling» («Свет зовет») для виолончели, видео и саундтрека. Видео – исторические сюжеты американской жизни, которые как будто стирает песок, или время, саундтрек к ним напоминает пульс. Виолончель же периодически «вмешивается» в этот пульс, как будто разрывая его резкими звуками. Все это дарит зрителям-слушателям ощущение тревоги, безысходности и бренности всего сущего.
В дополнение к звукам компьютерной игры
Еще одна композиция с видео - «Krull Quest» Эрвина Торнвуда - восходит к эстетике звука восьмибитных компьютерных игр, т.е. визуальное сопровождение представляет собой компьютерную игру, которую «сопровождает» виолончель. Электронные звуки сливаются с интонациями норвежской народной музыки. Однако композитор также отдает предпочтение резким диссонирующим звукам, даря слушателям небывалое напряжение.
«Народ vs президент»
Вечер подарил зрителям еще одно не менее интересное произведение с видео - «Новый национальный гимн России» Антона Васильева. В основу композиции легли обработанные фортепианные звуки и Конституция РФ. Данная работа является примером алгоритмической композиции, когда текст переводится в звуки. Васильев анализирует, как часто в Конституции употребляются слова «народ» и «президент», каждому соответствует определенный звук. На экран выводится счет, как в футбольном матче. Сначала ведет народ, но потом президент вырывается вперед и выигрывает со счетом 19:87.
Мама, монотонность и нежность
Еще одна не менее интересная композиция – «Мама» Дениса Хорова. Исполнил ее сам автор, который часто слышал, как его мама пытается подобрать на пианино песню «Подмосковные вечера». Сначала у нее ничего не получается, мелодия блуждает, но потом все же начинает прослушиваться. Хоров же сочинил на основе этого целое произведение, которое играется исключительно прямыми пальцами, что придает звучанию некую напряженность и неуверенность. В целом же, композиция монотонная до нежности.
«Отзеркаливая прошлое и будущее»
Самым необычным выступлением стал музыкальный перформанс «Зеркало Галадриэль». Волшебница леса Галадриэль (героиня Толкина) владела зеркалом, показывающим прошлое и будущее. Показать прошлое и будущее воронежцам попытались два исполнителя на столе для игры в пинг-понг. Главным же инструментом извлечения звука стали сосновые шишки. «Зеркало Галадриэль» - это демонстрация того, что музыка может передаваться даже телесными движениями. Создатель перформанса Елена Рыкова рассказала, что в основе всего лежит идея отражения действий партнера, которые, кстати, проецируются на экран. Каждое выступление отличается от предыдущего, никаких партитур к данному «музыкальному произведению» (так называют перформанс куратор «Границ музыки» Сергей Невский и сама Рыкова) не существует. На примере этой работы зрители поняли, как визуальность переходит в звук.