На сайте областной администрации появилось сообщение о том, что 29 ноября в департаменте промышленности и транспорта состоится совещание «по вопросу развития метро». Правда, как выяснилось, вопрос этот по-прежнему остался в теоретической плоскости. Как нам пояснили в пресс-службе, участникам совещания были представлены несколько проектов современных систем рельсового транспорта, и «в том числе один с частичным подземным прохождением в центральной части города (по типу метрополитена)». Разработки приняты к сведению. Авторам предложено их усовершенствовать «с ориентацией на решение наиболее актуальных транспортных проблем». Иными словами, планы по возведению метро остаются на повестке дня, но явно не сегодняшнего. А что думают по этому поводу сами горожане? Копать или не копать и сосредоточиться на поиске других вариантов избавления от вечных пробок?
Поддерживаете ли вы идею строительства метро?*
Да, это поможет решить транспортные проблемы 61%
Не уверен, опасаюсь, что этот проект превратится в долгострой 24%
Нет, пусть лучше дорожные развязки сделают 15%
* Опрос проведен на сайте infovoronezh.ru и в группе газеты «Галерея Чижова» в социальной сети «ВКонтакте» http://vkontakte.ru/newspapergallery
ЛЮДИ ГОВОРЯТ
Данила, работает в строительной сфере, 27 лет:
– Я – за метро. Будет меньше пробок. Конечно, проект требует серьезных финансовых вливаний. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. К тому же не обязательно возводить подземку. В Москве уже давно новые станции строят поверху.
Виктория Викторовна, пенсионерка, 56 лет:
– Метро «разгрузит» Воронеж. Будет меньше аварий на дорогах, сократится число жертв. Высокая скорость позволит экономить время. Метро – это прогресс, который в конечном итоге окупит все затраты.
Иван, студент 19 лет:
– Я сомневаюсь, стоит ли затевать такое масштабное строительство. Как-то не верится в реализацию подобного проекта в Воронеже. Мне кажется, даже если начнут строить, то это будет долго, все перероют и проблем с движением возникнет еще больше, чем сейчас.
Вадим, занимается транспортной логистикой, 25 лет:
– Такое ощущение, что в свое время, когда у нас занимались градостроительством, люди не брали в расчет, что объем транспорта в Воронеже будет увеличиваться. Улочки маленькие, дороги узкие. Они просто не способны вместить весь поток машин. Целесообразно расширять возможности города в этом плане за счет строительства метро.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
«Городу нужна триада: паркинги, развязки и метро»
На наши вопросы, связанные с возведением метрополитена, ответил заведующий кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог ВГАСУ, д.т.н., профессор Владислав Подольский.
– В свое время звучала мысль, что у нас неподходящие гидрогеологические условия для такого масштабного проекта. Что вы думаете по этому поводу?
– В Петербурге и Москве, основанных в болотистой местности, куда более сложные грунтовые условия. Тем не менее, метро там успешно функционирует уже много лет. Воронеж находится в более выигрышном положении – наши грунты лучше, и, в целом, никаких гидрогеологических «противопоказаний» к строительству метрополитена у нас нет.
– А как отразится строительство метро на жизни города? Невольно представляются «перекопанные» улицы с перекрытым движением…
– Во-первых, процесс возведения метрополитена идет постепенно, на небольших участках. Во-вторых, технологически он несложен. Ставим экскаватор, копаем траншею, опускаем арматурный каркас и заливаем бетоном. От стены, которая таким образом получилась, отступаем 10 метров и делаем еще одну подобную стену. Между ними снимаем слой толщиной в метр, и снова по той же схеме укладываем арматурный каркас и заливаем бетоном. В пространстве внизу устанавливаем рельсы, по стенам – опорные конструкции-кронштейны, на которых различные кабели… Никакой особенной квалификации этот процесс не требует. Единственная сложность – придется переносить коммуникации. Но зато потом уже не будет необходимости что-то копать на дороге. И плюс ко всему – мы получаем железобетонное дорожное покрытие, которое прослужит 100 лет. Отмечу также, что в Воронеже уже существует определенная инфраструктура, которую можно использовать при строительстве метрополитена. Речь о верхнем ярусе Северного моста, где можно расположить надземную часть метро. Это по сути 2,5 километра готового пути; требуется только косметический ремонт. А под метродепо целесообразно «приспособить» сохранившуюся инфраструктуру бывшего ремонтного трамвайно-троллейбусного завода (ВРТТЗ). Эти возможности учитывает проект, разработанный директором фирмы, занимающейся проектированием мостов, Игорем Березиным.*
– Как на счет других «рецептов» решения транспортной проблемы? Может, целесообразней больше внимания уделять дорожным развязкам?
– Конечно, с помощью одного метрополитена с проблемой не справиться. Городу нужна триада: паркинги, развязки, метро. Есть различные варианты современных автоматических паркингов, позволяющие перевести решение вопроса с несанкционированными стоянками авто в цивилизованное русло. А то ведь водители, зачастую, нарушают правила, потому что просто негде припарковать машину.
Безусловно, необходимы развязки в разных уровнях и сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. В ближайшей перспективе в Воронеже появится развязка в местах пересечения Антонова-Овсеенко с улицей 9-го января и Задонским шоссе. Но без метро в постоянно развивающемся мегаполисе от пробок все равно никуда не деться. Проблему нужно решать комплексно.
*Проект предполагает строительство трех веток метрополитена: от студгородка и парка «Олимпик» до района ВАИ, от остановки «Общежитие» на улице 9 января до Волгоградской и от улицы Перхоровича до гипермаркета «Метро». В местах пересечения веток предусмотрены подземные парковки и магазины.