Критическое искусство – не направление, но образ мыслей
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Критическое искусство – не направление, но образ мыслей

25 марта 2014 / просмотров – 2394
Культура

Искусство и политика, искусство и социальная сфера…. Об этом взаимодействии и его продуктах воронежцам рассказали в рамках образовательной программы Центра современного искусства.

Критическая теория
Ангажированность, отсылка к острым проблемам современности, стремление исследовать – все это свойственно критическому искусству. Интересно, что его нельзя назвать художественным направлением: у него нет истории возникновения, манифеста и прочего, это лишь узкий компонент в контексте современного искусства. Важно понимать, что под критикой в Европе подразумевают анализ, разоблачение и преобразование. Проекты в формате критической теории и критического искусства могут быть самыми разными. Критическая теория рассматривает всевозможные противоречия, уделяет внимание тому, что выпадает из фокуса мейнстрима. Критическая теория не имеет образа идеального будущего, поэтому все проекты так и остаются открытыми. Власть понимается как набор различных общественных структур. Политическое же трактуется как повседневная система отношений людей.
Разрушить мир зрелищ
К критическому искусству можно отнести ситуационизм – несколько группировок художников, поэтов и теоретиков искусства. Своей целью они поставили разрушить мир зрелищ. В соответствии с названием апологеты движения конструировали ситуации, идущие вразрез с общей логикой. Одна из идей ситуационистов – искусство в чистом виде невозможно. Чтобы показать, что любой медийный образ имеет идеологическую подоплеку, они «усовершенствовали» комиксы, «вложив» в бабблы («облака», в которых пишутся слова героев – прем. ред.) марксистские тексты. Дошли до нас и яркие лозунги ситуационистов: «Будь реалистом – требуй невозможного!», «Никогда не работай!», «Запрещается запрещать» и так далее.
Феминистки и критическое искусство сегодня
Также к критическому искусству относят работы американских феминисток 70-ых годов. Именно в это время художницы начинают задавать вопросы о своем месте в арт-сообществе. Так, Джудит Чикаго создала работу «Званый ужин» с использованием рукоделия. Объект представлял собой огромный треугольный стол, на котором были расставлены блюда для каждой гостьи. Причем, «содержимое» тарелки, также отражало сущность приглашенной дамы. Таким образом художница отметила всех влиятельных женщин, когда-либо живущих и вымышленных. В направлении феминистского искусства также творили Барбара Крюгер, Марта Рослер и другие.
Художники 90-ых и 00-ых продолжили тему критической теории. Например, Феликс Гонзалес-Торрес показывает эфемерность искусства. Его работы нужно постараться увидеть. Например, «Плацебо» – это прямоугольник из леденцов, которые могут брать все желающие. Так произведение постепенно исчезает. К критическому искусству также можно отнести работы Ханса Хааке, Сантьяо Сьерра, Джереми Деллера, Артура Жмиевски и других.

Юлия Горшкова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели