Критик Алла Шендерова рассказала воронежцам о феномене Театра на Таганке
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Критик Алла Шендерова рассказала воронежцам о феномене Театра на Таганке

14 апреля 2015 / просмотров – 1985
Культура

12 апреля в рамках проекта «Лекция в театре» воронежцы встретились с журналистом, театральным критиком Аллой Шендеровой, поведавшей аудитории о легендарном Театре на Таганке, о режиссерском методе Юрия Любимова и его влиянии на творцов второй половины XX века. Лекция под названием «Из таганской шинели», прошедшая в Камерном театре, гармонично соединила в себе и теплые воспоминания, и критический анализ.

«Иммунитет от псевдоискусства»
Открылась встреча рассказом Аллы Шендеровой о том, как она попала в Театр на Таганке. Как выяснилось, будущий известный театральный критик и журналист два годы проработал на Таганке в составе обслуживающего персонала. «Я с ведром и шваброй сидела на заднем ряду во время репетиций Любимова», – вспоминает Шендерова. Нахождение в этой удивительной среде, по ее же словам, стало «прививкой от псевдореалистического искусства». Вначале 90-х годов в театре царила удивительная атмосфера. С теплотой Шендерова вспоминает, как уборщицы наизусть читали монологи из «Серсо» Анатолия Васильева. Спустя пару лет Алла Шендерова поступила на театроведческий факультет в ГИТИС, но никогда не переставала пристально следить за развитием событий на Таганке.

Становление легендарного театра
По словам Аллы Шендеровой, Юрий Любимов оказал влияние на огромное количество режиссеров второй половины XX века. Одним из примеров может служить постановка «Нос» Эймунтаса Някрошюса, где одна из мизансцен является цитатой из «Бориса Годунова», поставленного Любимовым. Также существует много примеров, когда творческие решения Любимова давали толчок новым идеям других режиссеров.

Но как же все начиналось? Как появился легендарный Театр на Таганке? В 1963 году Любимов, до этого успешный актер, выпускает свой первый спектакль «Добрый человек из Сезуана» по Бертольду Брехту со студентами ГИТИСа. В ходе показа спектакля во время одного из зонгов публика начала активно выражать свое одобрение, что практически привело к срыву спектакля. Любимову все это было поставлено на вид в политическом контексте, и в качестве своеобразного наказания он был отправлен в Театр драмы и комедии, который в то время находился в плачевном состоянии. Любимов же поставил свои условия, при которых он согласится вести театр. В итоге коренным образом был изменен репертуар, из которого был оставлен только один спектакль, появился худсовет, в который входила интеллектуальная элита того времени.

Чтобы привлечь в театр молодежь, Любимов начал ставить поэтические спектакли, например, «Антимиры» Андрея Вознесенского. И вот спустя какое-то время Театр на Таганке превратился в центр культурной жизни столицы, билеты распродавались практически мгновенно. «Добрый человек из Сезуана». «Гамлет», «Борис Годунов» и другие постановки не просто нравились аудитории, они обессмертили имя режиссера и театра.

Спектакли-балеты?
Творческий метод Юрия Любимова заключался в движении от формы к содержанию. Его спектакли во многом напоминают балеты, ведь в них все продумано до мельчайшего движения, и, кроме того, подчинено ритму. Любимов часто говорил, что работа режиссера и балетмейстера во многом схожа. Еще одна черта его метода – внимание к слову. Именно поэтому были успешны его поэтические постановки по стихам Андрея Вознесенского и Сергея Есенина. Действа, создаваемые Любимовым, как правило, разворачивались на фоне аскетичных декораций.

Актеров мастер учил уметь выходить из своего образа на сцене и напрямую обращаться к залу. Подобный прием был свойственен Бертольду Брехту. Однако чтобы говорить с аудиторией от себя, нужно что-то иметь за душой. Для артистов, которые входили в труппу Любимова, работа с ним была отличной школой не только мастерства, но еще и развития личности.

Сегодня отголоски творческого метода Любимова можно найти в различных спектаклях, которые ставятся в разных странах мира.

Юлия Горшкова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели