Вы могли бы стать донором крови?*
Кто чаще всего сдает кровь?
По словам главврача ГУЗ ВОСПК Алексея Бахметьева, социальный портрет донора сложно определить, поскольку в данном качестве выступают самые разные люди: «У донорского движения – общечеловеческое лицо. Тем паче, когда необходимо переливание крови, не важно, мужчина это или женщина, или какой у них цвет кожи и какое вероисповедание. В данном случае играет роль только то, что идет борьба между жизнью и смертью, и донор может спасти человека. По той же причине нельзя превращать данное движение в коммерческую организацию. Ведь, кто может сказать, сколько стоит кровь, какова цена жизни? Мы всегда должны помнить, что донорство – это большой акт гуманизма. В этом главная идея движения».
Донорство – как часть жизни
В Воронежской области более 6000 человек награждены знаком «Почетный донор РФ». Это люди, которые вносят свою лепту в спасение человеческих жизней из года в год уже по много лет. Мы связались с некоторыми из них и попросили прокомментировать свое участие в донорском движении.
– Первый такой опыт у меня был еще в армии. А потом, уже какое-то время спустя, случилось несчастье у товарища. У него мама заболела, и потребовалось переливание. Конечно, я не отказал. Чуть позже с такой же просьбой обратились врачи. Сказали у меня редкая группа и срочно нужна помощь. Так и начал сотрудничать на постоянной основе. Уже много лет сдаю кровь по графику. Причем руководство всегда относится к вопросу с пониманием: идет на встречу, отпускает с работы…
Донорство уже как часть жизни. Вот недавно звонили: потребовалась кровь в роддом. Ребенок только появился на свет и уже столкнулся с проблемами. Но ему сделали переливание, значит, будет жить. И подобных ситуаций много! Меня чисто по-человечески радует, что моя кровь кому-то помогает. Это самое главное. Кроме того, донорство подстегивает и себя поддерживать в форме. Я, правда, и раньше не пил, не курил, занимался спортом. Но, когда начал сдавать кровь, стал еще более внимательно относиться к своему здоровью.
Ирина ЩЕГОЛЕВА, работает на Семилукском огнеупорном заводе, сдает кровь на постоянной основе 15 лет:
– Я впервые выступила в качестве донора, еще будучи студенткой института. В следующий раз сдала кровь в 1997 году, когда к нам на завод приехали работники станции переливания. А потом как-то постепенно втянулась.
Почему? Знаете, когда приезжаешь на станцию и видишь молодых мамочек, детишкам которых нужна помощь, невозможно остаться равнодушной. Когда я сдаю кровь, я всегда думаю о том, что она кому-то поможет.
– Мне приходилось принимать участие в донорском движении еще во время учебы в военном училище. Еще через несколько лет, понадобилась помощь родственнику сослуживца, попавшему в аварию. Позже я стал постоянным донором. Мой «вклад» в месяц – 1 литр 600 граммов. Эта кровь идет в больницы, людям, которым она необходима. Кроме того, для меня донорство – в какой-то степени и материальная поддержка. Хотя основная цель, конечно, не коммерческая.
Галина, работает в сфере обслуживания, 40 лет:
– Я уже была донором дважды: в юности участвовала в акции и сдавала кровь позже, когда болела моя мама. Могла бы сделать это еще, но не прохожу по медицинским показаниям из-за низкого давления. Однако если экстренно понадобится помощь, я готова ее оказать. Ведь в таких случаях, на кону – человеческая жизнь.
– Если будет нужно, я всегда готов сдать кровь. Более того, мне уже приходилось это делать, чтобы помочь друзьям, знакомым. Была и другая ситуация: когда люди приехали из других областей и стали донорами, чтобы врачи могли сделать операцию моему брату (у него – редкая группа крови)… Я считаю, донорское движение – очень важное дело, ведь есть люди, которым такая помощь жизненно необходима.
– Честно говоря, я об этом никогда не задумывался. Но дело нужное. Кто-то болеет, кто-то оказывается на грани жизни и смерти. Безусловно, людям надо помогать. Конечно, я бы мог сдать кровь, если б от меня зависело чье-то спасение.
«Донорство – это костер, в который всегда нужно подбрасывать поленья»
Алексей БАХМЕТЬЕВ, главный врач Воронежской областной станции переливания крови:
– На территории нашего региона нет дефицита снабжения лечебных учреждений донорской кровью. Мы поставляем ее согласно заявкам. Исходя из этого, формируем план заготовки и выполняем его в полном объеме. Другой вопрос, каким образом обеспечить данную потребность. Для этого необходима постоянная донорская база. Лечебным учреждениям Воронежской области в год требуется порядка 30-35 тонн цельной крови. А срок хранения у нее ограниченный. Поэтому донорство – это костер, в который всегда нужно подбрасывать поленья.
Практикуем мы заготовки и с помощью мобильных станций. Выезды организуем по строго согласованному графику, чтобы забирать ровно столько крови, сколько нужно лечебным учреждениям. В противном случае, если мы произведем перезаготовку, она не будет востребована и пропадет, а это недопустимо. Выезжаем в крупные компании, поскольку для того, чтобы обеспечить необходимый объем требуется участие большого количества доноров. У нас налажено взаимодействие со многими вузами. Сотрудничаем мы и с другими учреждениями, например, с банками.