Автопромом по ВВП
Как показывает мировая практика, «сильная» автомобильная промышленность является мощным стимулом развития экономики страны в целом. Сегодня российский автопром создает около 1% ВВП. К 2020 году государство хочет увеличить этот показатель почти в 2,5 раза. Если же мы будем ориентироваться на импорт, то наши деньги «подкрепят» экономики чужих стран. Кроме того, автопром тянет за собой множество смежных отраслей – электротехническую, металлургическую, химическую, электронную, легкую и другие. Можно отметить влияние автопрома и на наполняемость казны – уже сейчас налоговая система России получает от автомобилестроителей десятки миллиардов рублей.
Социальный проект
Нельзя оценивать автопром только на языке прямых экономических выгод и финансовых показателей. У каждой сферы деятельности есть, так сказать, свое человеческое лицо. Сегодня непосредственно в компаниях-производителях автомобилей и комплектующих трудится около 400 тысяч граждан. Вместе с тем один миллион рабочих мест создано в зависимых и дилерских компаниях. А если учесть и смежные отрасли, благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение обеспечивает дополнительную занятость еще 4,5 миллиона человек.
Обмен любезностями
По замыслу авторов Стратегии, реализация специальных мероприятий по поддержке экспорта позволит нашим машинам увеличить свое присутствие на чужбине. Естественно, даже через десять лет иностранцы не начнут бурно любить российские авто и массово отказываться в их пользу от Мерседесов, Тайот и Ауди. Однако можно надеяться на увеличение доли экспорта отечественных легковых автомобилей хотя бы до 8%. По грузовикам и автобусам планы амбициознее – 50% и 23% соответственно. Одновременно власти будут сдерживать наплыв импортных транспортных средств. По словам министра промышленности и торговли РФ, в ближайшие пять-семь лет таможенные ставки на новые машины из-за рубежа сохранятся на уровне сегодняшних не самых маленьких 30%. Виктор Христенко отмечает, что это «позволяет выровнять конкурентные условия для производителей автомобилей в России и за ее пределами».
И вам, и нам
Пожалуй, самые приятные для населения и самые эффективные для автопрома меры поддержки – это стимулирование спроса. С прошлого года государство помогает россиянам выплачивать проценты по автокредитам. По состоянию на 21 мая подано 116,6 тысячи заявок, по которым уже выдано почти 48 тысяч льготных займов на покупку новенькой машины. Еще активнее продвигается эксперимент по утилизации подержанных автомобилей, когда за «старого друга» можно получить денежную компенсацию в размере 50 тысяч рублей. Благодаря этому более 140 тысяч россиян не без удовольствия вычистили свои гаражи от автохлама, а продажи автомобилей впервые за полтора года показали 20-процентный рост. В этих программах желания всех сторон сошлись как нельзя лучше: люди экономят на покупке машины, автопроизводители реализуют свою продукцию, а государство одним махом делает «приятно» и первым, и вторым.
Стратегия развития Автопрома до 2020 года
В течение 10 лет на развитие национальной автомобильной промышленности направят как минимум 584 миллиардов рублей. Сумма будет складываться из собственных средств отраслевых предприятий, кредитов, инвестиций иностранных партнеров и, конечно же, государственного финансирования. В первую очередь деньги пойдут на модернизацию производства, развитие компонентной базы, научные разработки, инновации и поддержку внутреннего спроса. В итоге, доля добавленной стоимости в автомобильной промышленности должна повыситься с 21% (492,8 миллиарда рублей в 2008 году) до 48% (2200 миллиардов рублей в 2020 году). Планируется, что импорт легковых машин сократится в три раза – до 20%, а оставшиеся 80% внутреннего рынка займут автомобили российского производства. К 2020 году в стране будет выпускаться до 3,15 миллиона легковушек (в 2008 году с конвейеров сошло 1,5 миллиона, в кризисном 2009 году – 597 тысяч «железных коней»). Обеспеченность населения личным транспортом может достичь европейских показателей – 363 машины на тысячу человек (сейчас – 229). Планы, как видите, смелые, но, по оценкам экспертов, вполне реализуемые.
В течение 10 лет на развитие национальной автомобильной промышленности направят как минимум 584 миллиардов рублей. Сумма будет складываться из собственных средств отраслевых предприятий, кредитов, инвестиций иностранных партнеров и, конечно же, государственного финансирования. В первую очередь деньги пойдут на модернизацию производства, развитие компонентной базы, научные разработки, инновации и поддержку внутреннего спроса. В итоге, доля добавленной стоимости в автомобильной промышленности должна повыситься с 21% (492,8 миллиарда рублей в 2008 году) до 48% (2200 миллиардов рублей в 2020 году). Планируется, что импорт легковых машин сократится в три раза – до 20%, а оставшиеся 80% внутреннего рынка займут автомобили российского производства. К 2020 году в стране будет выпускаться до 3,15 миллиона легковушек (в 2008 году с конвейеров сошло 1,5 миллиона, в кризисном 2009 году – 597 тысяч «железных коней»). Обеспеченность населения личным транспортом может достичь европейских показателей – 363 машины на тысячу человек (сейчас – 229). Планы, как видите, смелые, но, по оценкам экспертов, вполне реализуемые.
Люди говорят
Сергей Прокопьев, 27 лет, адвокат:
Слабая сторона отечественного автопрома, собственно, автомобили. Бренд дискредитирован. При покупке ведь ключевую роль играет бренд, покупатели ориентируются на марку, а у нас теперь даже при появлении в недалеком будущем хороших автомобилей реально их никто не будет покупать, так как изначально страдало качество. Думаю, государство не должно поддерживать отечественный автопром. Я, к примеру, не вижу в этом смысла. По законам рынка выживает сильнейший, поэтому изначально не следует поддерживать то, что не соответствует стандартам качества. У меня «Шкода», и я ни при каких условия не пересяду в отечественный автомобиль.
Михаил Яньшин, 53 года, специалист в сфере лесного хозяйства:
Наши машины выносливы и просты в управлении. Правда, дороговаты. Думаю, если бы были подешевле, только их бы и брали. Государство правильно делает, что поддерживает отечественного производителя. Зачем нам иномарки, когда мы должны сами работать! Тем более, что работать умеем! У меня «шестерка» с 95 года, и я до сих пор ей горжусь. Ни разу не подвела! Остаюсь ей верным, ведь это моя первая машина!
Сергей Голдинов, 35 лет, военный:
Цена отечественных автомобилей не соответствует качеству. Она, однозначно, завышена. 10 лет я ездил на нашей машине: все сыплется, разваливается, никакой надежности. Теперь предпочтение отдаю исключительно иномаркам. Но при этом государство, конечно, должно поддерживать отечественный автопром, ведь дорогие автомобили доступны не каждому.
Сергей Прокопьев, 27 лет, адвокат:
Слабая сторона отечественного автопрома, собственно, автомобили. Бренд дискредитирован. При покупке ведь ключевую роль играет бренд, покупатели ориентируются на марку, а у нас теперь даже при появлении в недалеком будущем хороших автомобилей реально их никто не будет покупать, так как изначально страдало качество. Думаю, государство не должно поддерживать отечественный автопром. Я, к примеру, не вижу в этом смысла. По законам рынка выживает сильнейший, поэтому изначально не следует поддерживать то, что не соответствует стандартам качества. У меня «Шкода», и я ни при каких условия не пересяду в отечественный автомобиль.
Михаил Яньшин, 53 года, специалист в сфере лесного хозяйства:
Наши машины выносливы и просты в управлении. Правда, дороговаты. Думаю, если бы были подешевле, только их бы и брали. Государство правильно делает, что поддерживает отечественного производителя. Зачем нам иномарки, когда мы должны сами работать! Тем более, что работать умеем! У меня «шестерка» с 95 года, и я до сих пор ей горжусь. Ни разу не подвела! Остаюсь ей верным, ведь это моя первая машина!
Сергей Голдинов, 35 лет, военный:
Цена отечественных автомобилей не соответствует качеству. Она, однозначно, завышена. 10 лет я ездил на нашей машине: все сыплется, разваливается, никакой надежности. Теперь предпочтение отдаю исключительно иномаркам. Но при этом государство, конечно, должно поддерживать отечественный автопром, ведь дорогие автомобили доступны не каждому.