Великие творцы и безвестные мастера
В основу названия выставки легла одноименная серия картин Валерия Кошлякова. Однажды ему посчастливилось найти старые театральные фотографии. Художник сделал черно-белые работы цветными, то есть попросту раскрасил их. Так и родилась серия авангардистских китчевых работ под названием «Украшение красивого».
В экспозицию вошли произведения классиков русского искусства первой половины XX века, а рядом с ними выставлены работы безвестных народных умельцев и современных художников. Классика оттеняет китч, китч оттеняет классику. А уже через 20 минут просмотра экспозиции грани между этими понятия полностью стираются.
«Подделка под высокое искусство»
Корреспонденты «ГЧ» побывали на лекции-экскурсии Кирилла Светлякова, куратора выставки из Третьяковской галереи. Она рассказал о том, что китч – это не что иное, как размытие границ между жанрами, нотки одного в другом. Изначально китч появился в среде интеллигентных горожан, имеющих крестьянское происхождение. Тогда он считался некой имитацией прекрасного, но через очень короткий промежуток времени эти работы шагнули в категорию «классики».
Помимо рассказа о картинах, Светляков затронул и современное состояние искусства и культуры в целом. Он отметил, что сейчас вокруг центров современного искусства формируется некий культ, и его адептов с каждым днем становится все больше.
Вкус картин
Каждый экспонат выставки уникален и самобытен. Пространство галереи разделено на смысловые секторы. Например, можно погулять по Реликварию, прочувствовать Тоску по классике, увидеть Любимый образ. Первое, что видят посетители, - картина Виноградова и Дубосарского «Мишки». Художники добавили образов к известному полотну «Утром в сосновом лесу» Шишкина. По словам Светлякова, и взрослые и дети знают «вкус» этой картины. Ведь кто не пробовал вафельную конфету «Мишка косолапый». Виноградов и Дубосарский как раз решили сыграть на «вкусе» и еще подсластить свою картину, даже сделать ее невозможно приторной путем добавления рекламного образа красивой девушки.
Светящиеся метаморфозы
Среди множества разнообразных работ встречаются лайтбоксы (в данном случае картины, созданные с использованием ламп), которые, судя по всему, занимают особое место в современном китче. Так, посетители выставки могут увидеть произведение 2 в 1: роза и Че Гевара в одном «флаконе». Далее можно заметить соседство салонной живописи с серией уже других также двойных лайтбоксов. На этот раз светящиеся картины показывают сущность человека и ту маску, которую он на себя надевает.
Маркиз де Сад и Джоконда
Одним из наиболее удивительных экспонатов стала кровать, покрытая черным тюлем. Кирилл Светляков рассказал, что кровать считается объектом искусства из-за постельного белья. На простынях и наволочках вручную написан французский текст одного из произведений маркиза де Сада. Таким способом автор поднимает проблему сексуальности.
Не менее запоминающимся арт-объектом является скульптура Джоконды. В отличие от картины в данном случае легендарная Мона Лиза имеет тело, вот только остается загадкой, почему она стоит на коленях.
Насладиться необычной выставкой воронежцы смогут до 8 сентября.
СПРАВКА ГЧ
Китч – явление массовой культуры, возникшее еще в XIX веке. Многие называют его псевдоискусством, в котором основное внимание уделяется экстравагантности и крикливости отдельных элементов. Китч ассоциируется с чем-то преувеличенным. Например, чрезмерной сентиментальностью или мелодраматичностью.