Курс на качество
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Курс на качество

4 июля 2019 / просмотров – 1899
Образование

В конце июня в формате больших парламентских слушаний страна обсудила резонансные вопросы, касающиеся качества образования. Остановимся на основных цифрах и фактах состоявшегося события, итоги которого будут сформулированы в отдельном документе.

Кадры и бумажная волокита

Продолжает оставаться актуальной проблема нехватки педагогов. По информации Минпросвещения, на сегодняшний день количество учителей старше 50 лет составляет 39%, а в возрасте до 29 лет — 5,5%. Предполагается, что через десятилетие процент молодых педагогов может увеличиться до 13%. Помехой на пути к этому остается следующий факт - только 70% поступающих получают диплом педагога, из них работу в школе выбирают лишь вторая часть. При этом специалистам приходится обучать ребят дисциплинам не по своему профилю. В сельских школах этот показатель достиг порога 21,5%, в городе совместителей 12,8%.

Сложившаяся ситуация с высокими нагрузками по количеству часов и отчетности сказывается на качестве труда и социальном статусе учителя

Главной проблемой школьного дня остается бюрократия. По официальным данным каждое учебное заведение заполняет ежегодно более 300 отчетов по 12 тысячам примерных показателей. «В школе должно остаться, и останется четыре документа: рабочая программа по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный журнал, электронный дневник», — поделилась в этой связи министр просвещения РФ Ольга Васильева, подчеркнув, что в рамках цифровой образовательной среды уже в текущем году подготовлен исчерпывающий перечень документов для однократного внесения.

 

Попасть в десятку

В числе главных целей национального проекта «Образование» с бюджетом в 785 миллиардов рублей - войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. «Эффект будет заключаться в повышении качества образования через его обновление и содержание и инфраструктуры. Но главное, мы понимаем, что без духовного проводника, которым является учитель, у нас ничего не получится», — отметила Ольга Васильева. И здесь на первый план выходит программа «Учитель будущего», с помощью которой в регионах будет организована система непрерывного образования для педагогов, повышение престижа профессии и вовлечение талантливой молодежи. Чтобы обеспечить главную школьную фигуру стимулами к развитию предлагается создать центры непрерывного профессионального мастерства, которые будут обеспечивать повышение квалификации педагогов в постоянном режиме. К 2024 году планируется создать 255 таких объектов.

В Воронежской области подобные центры создадут в Борисоглебске, Бутурлиновке и Россоши. Главный офис будет находиться в столице Черноземья. Финансирование из федерального бюджета составит 347 миллионов рублей

В стадии обсуждения введение должностей старшего и ведущего учителей. Таким образом, предлагается дополнить сложившуюся систему горизонтального карьерного роста педагогов (первая, высшая категории) вертикальной. Одновременно это восстановит связи между старшим и молодым поколением преподавателей.

 

О пище для ума и не только

Масштабный форум не обошел своим вниманием и объемы нагрузок учащихся. Зачастую школа, не укладываясь в норму обязательных часов, переносит часть программы в вариативные и развивающие занятия. Дети возвращаются домой позже положенного и уставшими. В итоге подростков, которым нравится учиться в школе все меньше. До 65% увеличилась доля детей, которым не хватает времени на выполнение домашнего задания. Эффекты, к которым привела перегрузка, нельзя игнорировать, необходимо пересмотреть содержание образования, убрав избыточные требования, считают парламентарии. Все нормы будут прописаны в обсуждаемых сегодня федеральных государственных стандартах. Предполагается регламентировать расписание уроков таким образом, чтобы равномерно распределить сложные предметы в течение учебной недели. Также детально рассматривается вопрос о минимальном и максимальном количестве часов для изучения каждой программы с применением СанПиН.

На просторах рунета действует портал «Российская электронная школа», собравший свыше 90 тысяч тематических материалов и онлайн-уроков по всем предметам. Ресурс помогает учителям готовиться к урокам, а школьникам — проходить пропущенные темы самостоятельно

Учительское сообщество подняло и тему организации горячего питания для учащихся. Представители депутатского корпуса уверены, что оно должно быть обеспечено, как минимум, в начальной школе. На данный момент министерством просвещения предпринимаются шаги разработать на основе лучших региональных практик единую модель школьного питания. По результатам мониторинга лучший опыт будет тиражироваться на всю страну.

 

Соответствовать времени

Планируется, что в обозримом будущем будет утвержден новый школьный стандарт. С момента внедрения действующих ФГОС прошло 10 лет, и они уже не так приспособлены к современным условиям. Изменения направлены, прежде всего, на создание единых программных требований и системы оценивания, улучшения материальной базы и разгрузке учеников за счет построения оптимального расписания уроков. Здесь уже учитываются возрастные особенности детей, закрепляются равные возможности обучения для ребят из российской глубинки и столиц. Весь школьный процесс нацеливается на потребности рынка труда. Приоритет отдается оснащению учебных заведений современными технологиями.

Федеральный перечень учебников сокращен на 30% — именно столько книг не прошли проверку Российской академии образования в прошлом году

По мнению инициаторов, новшество значительно упростит работу по подготовке учеников к итоговой аттестации. Под эти требования будут сформированы все задания ОГЭ и ЕГЭ, содержание образовательных программ, литературы и примерные планы уроков. Каждый учитель будет точно знать, что обязан разъяснить детям. За педагогом по-прежнему остается выбор оптимальной формы подачи учебного материала. Главное, чтобы выпускник мог применять знания на практике. Например, пользоваться теоремой Пифагора для вычисления длины, писать деловые письма, уметь выступить с монологом на широкую тематику. Чтобы окончательно конкретизировать требования с учетом замечаний общественности и привести их в соответствие с законом, потребуется время. Быстрого внедрения ФГОС не ожидается, но перспективы очевидны.

Анжелика Шилина
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели