«Язык вне слов»
Ляля Кандаурова в полной мере прошла путь академического музыканта, однако в какой-то момент времени поняла, что хочет заниматься музыкой в новом контексте. Так появилось направление журналистики, а спустя какое-то время также были запущены циклы лекций, которые Кандаурова читает в Музее толерантности и других институциях. Курс представляет собой историю музыки и разбор творений композиторов от Баха до современных авторов.
По словам Ляли Кандауровой, серьезная музыка находится далеко от широких масс. Кино, литература, живопись гораздо более доступны для понимания. Кроме того, существует ряд стереотипов, которые порой даже могут отпугнуть от музыки. К таковым может относиться «музыка – искусство для посвященных», «музыка – скука» или даже «а мне медведь на ухо наступил». Однако при всем этом у каждого есть какая-то своя мелодия, которая сдвигает все в душе, воздействует практически на физическом уровне.
Человек находится в тончайшем контакте с музыкой, которая по своей сути является «языком вне слов». В отличие от других видов искусства ей свойственна непрограммность (бессюжетность), оторванность от визуального ряда, что порой затрудняет ее восприятие. Однако в то же время это делает музыку универсальным кодом, который считывается вне зависимости от возраста, национальности и других характеристик. Так, японцы плачут под музыку Петра Чайковского, которой свойственны, казалось бы, русские национальные особенности. Мелодия, минуя все условности, затрагивает человеческую душу, вызывая самые разные эмоции.
Уровни постижения музыки
Музыка может иметь сюжет, и тогда она может достаточно легко восприниматься публикой, либо быть бессюжетной, и тогда, чтобы понять композицию, необходимо обратиться к ее языку, который так же, как и любой другой язык можно учить. Сложная музыка требует от слушателя творческой работы. Чтобы понять, что имел в виду композитор, перед прослушиванием его творений стоит познакомиться с жизнью самого автора, а также историческим контекстом, периодом, когда было написано произведение. Например, тот, кто знаком с жизнью Дмитрия Шостаковича, никогда не подумает, что его композиции, в основе которых лежит галоп, несут в себе ощущение радости, хоть так и может показаться на первый взгляд. За эти галопом у Шостаковича скрывается ощущение погони, травли, но никак не праздника.
Следующий уровень понимания музыки – это осмысление музыкальных конструкций. Например, слушать Баха становится гораздо интересней, когда осознаешь, из чего складывается полифония. Прослушивание музыки современных композиторов также требует от аудитории подготовки. Сегодняшняя музыка может быть очень лаконичной и концентрированной и при этом иметь огромную философскую базу.
В заключение Ляля Кандаурова пожелала всем вступить на путь освоения языка музыки, научиться наслаждаться потоками организованных звуков, которые, если уделить им достаточное внимание, могут подарить острейшие и вместе с тем тончайшие эмоциональные переживания.