"Мечтаю создать оборотня"
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

"Мечтаю создать оборотня"

1 октября 2014 / просмотров – 1650
Городская жизнь

Воронежец Александр Соколов рассказал «ГЧ» как превратить человека в жуткого монстра или дивного эльфа с помощью пластического грима.

Все началось с фильмов, подобных тем, что снимает Гильермо дель Торо. Как известно, этот режиссер щедро «населяет» свои картины троллями, гоблинами и прочими необычными существами. Нетрудно догадаться, что над созданием образов подобных персонажей трудится целая армия специалистов. Как рождается этот фантастический мир? Таким вопросом однажды задался Александр и занялся поиском информации по пластическому гриму. А потом решил попробовать сам…
Опасные румяна
Для начала – немного истории. В XVIII веке театральные актеры раскрашивали лица свинцовыми белилами и румянили щеки составом из сульфида ртути. Это была, прямо скажем, экстремальная техника, потому что оба соединения ядовиты. Правда, имелись и более щадящие материалы для макияжа – мел, пепел и тому подобное. Но естественность при таком «мэйк-апе» оставалась труднодостижимым идеалом.
С появлением кинематографа изменилось отношение к гриму. Камера высвечивала малейшие его недостатки. Нужны были более совершенные материалы. А если речь шла о радикальном преображении, скажем, для создания чудовища, требовался и вовсе ювелирный подход. Конечно, первые опыты на этом поприще особой убедительностью не отличались: монстры выглядели гротескно, а специальные накладки, которые использовали гримеры, порой, отклеивались в самый неподходящий момент. Впрочем, даже на заре кино настоящим мастерам удавалось достичь пугающего правдоподобия. Примером может служить фильм Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату. Симфония ужаса».
«Мэйк-ап» для Дракулы
В этой картине, вышедшей на экран в 1922 году, режиссер использовал ряд приемов, которые заставили зрителей буквально содрогаться от страха. Чего только стоят эпизоды с «тенью вампира»! На стене появляются контуры монстра, но самого его не видно и это накаляет обстановку до предела. Однако в сценах с крупными планами упырь с аляповатыми «угольными» бровями и густо подведенными глазами кажется скорее нелепым, чем жутким. Хотя, наверное, это потому что теперь мы избалованы спецэффектами, а искусство преображения внешности совершило огромный рывок. С помощью современных технологий пластического грима человек может полностью изменить свой облик. С некоторыми секретами этой кухни нас познакомил наш собеседник.
Как не застрять в гипсе
В редакцию Александр пришел с объемистой сумкой, из которой первым делом извлек …ухо. Но, конечно, не настоящее, а слепок. За ним последовал такой же макет кисти руки. Подобные заготовки применяются в начальной стадии работы над задуманным образом. Во время своих первых опытов наш собеседник использовал для создания таких форм гипс. Экспериментировал он на себе и сразу же столкнулся с определенным неудобством: делая оттиск кисти, застрял в «гипсовых оковах», в итоге пришлось разбить макет.
Позже Александр взял на вооружение альгинат – материал, который пластические гримеры позаимствовали из практики стоматологов. «Он быстро застывает и долго сохраняет эластичность, выдерживая сжатия и другие механические воздействия, – поясняет молодой человек, – кроме того, альгинат позволяет отразить рисунок пальцев или рельеф кожи вплоть до микроскопических особенностей».
«Эльф – это самое простое»
Слепки нужны для работы над деталями, способными преобразить человека. Возьмем, к примеру, образ эльфа (после выхода на экраны фильма «Властелин колец» он стал популярен на фотосессиях у девушек). Как говорит Александр, «это самое простое» – достаточно сделать два изящно заостренных уха как у эльфийской принцессы из кино. Сложнее дело обстоит с клыками для «монстров», за которыми нередко обращаются любители сценарных игр в стиле фэнтези.* «У меня есть небольшой «штат» друзей-стоматологов, – отмечает наш собеседник, – если возникают трудности с отливкой зубов, они всегда готовы помочь советом».
Однако клыков, ушей и даже накладного носа для радикальной смены облика недостаточно. Для этого используется сложная маска, способная превратить клиента пластического гримера в самое невероятное фантастическое существо. Сначала отливается «макет» человека по плечи. Отдельно создаются части «нового лица». Для накладок, трансформирующих внешность, используют силикон, латекс и прочие эластичные материалы. При необходимости подбирается парик, который должен идеально сочетаться с лицевой частью маски. С учетом длительности застывания некоторых веществ и в целом трудоемкости процесса, работа над проектом может занять месяц.
Художник, скульптор, сценарист…
Когда пластический гример трудится над маской, он проявляет себя во многих ипостасях – как художник, скульптор, а порой и как автор легенды образа, над которым работает. Так, Александр в свое время увлекался сценарными играми и придумывал персонажей, которых сам потом же и создавал. Для одного из них даже сделал копию старинного инструмента – колесной лиры.
К слову, у нашего собеседника помимо пластического грима масса интересов. Он коллекционирует патефоны, магнитофоны и прочие музыкальные устройства, увлекается краеведением, знает толк в судомоделировании. Но основную часть своего времени Александр сейчас посвящает учебе: он – студент ВГУ, получает образование на факультете философии и психологии. «Грим – это хобби, – говорит молодой человек, – просто мне это интересно».
«И мутанты могут быть симпатичными»
Особенно ему любопытна «тема антикрасоты». Речь о необычных мифических существах, при создании которых открывается большой простор для творчества. «И мутанты могут быть симпатичными», – шутит по этому поводу Александр. Поделился он с нами и одной из своих задумок: «Есть идея загнаться и сделать сложный костюм оборотня с пружинистыми «волчьими» лапами, со всеми необходимыми бутафорскими деталями… Мне кажется, это будет очень интересный эксперимент».

*Масштабная игра с определенной сюжетной линией. Темы нередко выбираются футуристические – из серии: что будет с миром после ядерного взрыва. Также востребованы сюжеты по мотивам фантастических фильмов.

На фото - Александр Соколов и его работы, а также кадр из знаменитого фильма «Носферату. Симфония ужаса» (1922).

Фотографии Евгения Сорбо и из личного архива Александра Соколова.

 

 

Справка «ГЧ»

Режиссер Гильермо дель Торо, прежде чем стать создателем фильмов, около 10 лет работал гримером и даже основал собственную компанию по производству специальной «косметики» для «ужастиков».

Справка «ГЧ»

250 элементов пластического грима было создано для каждого гнома из фильма Питера Джексона «Хоббит. Нежданное путешествие». На это ушло более четырех тонн силикона.

Справка «ГЧ»

По словам Александра Соколова, в Воронеже пластический грим востребован, в основном, у любителей анимэ и поклонников игр в стиле фэнтези.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели