1. Бюджетные организации похожи на дороги, погоду и футбол: их ругают все, кому не лень. Стоит полдня постоять в очереди, посидеть во дворе на лавочке, пройтись по казенным коридорам, и наберешь целую коллекцию недовольств: в школах плохо учат, в больницах плохо лечат, в детсадах плохо усаживают на горшки. И при этом тиражируется мнение, что закон о новом статусе госучреждений – неактуален. Попробуем разобраться.
Существующая система бюджетных учреждений сформирована в «бородатом» прошлом и сегодня функционирует в отрыве от современных социально-экономических условий. В стране действует около 328 тысяч госорганизаций, на «жизнеобеспечение» которых налогоплательщики выкладывают триллионы рублей. Сегодняшнее сметное финансирование не содержит стимулов к оптимизации и повышению эффективности, не нацеливает на улучшение предоставляемых услуг. Зачем совершенствоваться, если власти и так профинансируют, поддержат ныа плаву? Зачем экономить, если все сбереженные средства уйдут обратно в бюджет? Новый закон, по сути, снимает эти вопросы. Через пару лет учреждения начнут получать деньги в рамках конкретного госзаказа. Причем финансовое обеспечение будет напрямую увязано с результатом и показателями эффективности. Не использованные до конца финансового года остатки субсидий останутся в распоряжении организации. А все самостоятельно заработанные средства они смогут тратить по своему усмотрению – на ремонт, оборудование, повышение зарплат и тому подобное.
Глобальная приватизация
2. Закон дает бюджетным учреждениям право распоряжаться имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления. В том числе при оказании коммерческих услуг. Однако речь не идет о тотальной приватизации государственного добра.
И по действующим нормам, и по новым правилам – собственником всего имущества бюджетных учреждений является и будет являться государство (Российская Федерация, регион или муниципальное образование). Кроме того, любые сделки с имуществом подконтрольны «хозяину». Поэтому даже при большом желании новые «бюджетники» не смогут злоупотреблять свободой и распродавать или отдавать за долги достояние страны.
Реальные банкротства
3. Очередной миф – с принятием закона организации могут обанкротиться.
Дело в том, что в соответствии с ч. 4 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, банкротство нового бюджетного учреждения невозможно. Чтобы ни случилось, оно не может быть признано несостоятельным. Еще один важный момент: учреждения будут защищены от рисков в банковской системе, поскольку кассовое обслуживание их операций будет осуществляться федеральным казначейством и финансовыми органами субъектов.
Никто никому ничего не должен
4. Есть опасение, что руководители новых бюджетных учреждений превратятся в неконтролируемых «монархов», а деньги, поступающие на счета организаций – потекут в неизвестном направлении.
На самом деле, деятельность «новичков» станет гораздо прозрачнее. Если сегодня юридические и финансовые документы учреждений закрыты для широкой общественности, то с 2012 года они должны будут публиковаться в открытом доступе в сети Интернет. Кроме того, за «промахи» предусмотрена персональная ответственность руководителя. Так, например, за просроченную кредиторскую задолженность будет грозить увольнение, за убытки – взыскание.
Ожидаются осадки и массовые увольнения
5. Многие сотрудники бюджетных учреждений тревожатся по поводу возможных увольнений.
Однако в законе прямо указано, что его принятие не подразумевает реорганизации, переназначения руководителей, смены штата, новой аккредитации и тому подобное. Все ограничится внесением соответствующих изменений в уставные документы.
За все придется платить
6. Пожалуй, самый распространенный миф – новые бюджетные учреждения будут наращивать платные услуги за счет сокращения бесплатных.
Возможно, некоторые из них и хотели бы таким нехитрым способом нагреть руки и набить карманы, однако закон в данном случае на стороне потребителей. Возьмем, к примеру, здравоохранение. Никто не отменяет программу госгарантий бесплатной медицинской помощи населению. Ее финансирование будет осуществляться в рамках государственного заказа. Причем учреждения не вправе воротить нос и отказываться от выполнения этого задания. Все платные услуги могут оказываться только сверх него. Или параллельно с ним, если это установлено федеральным законом. То же самое со школами – основная программа, включающая все обязательные предметы, по-прежнему будет оплачиваться за счет бюджета. Читать, считать, прыгать в длину, разбираться в таблице Менделеева и многое другое – школьников научат бесплатно. А если директор захочет порадовать ребят курсами актерского мастерства или бальными танцами – родители сами решат, платить за это удовольствие или воздержаться.
КСТАТИ
Казенные предприятия – учреждения уголовно-исполнительной системы и силовых ведомств, психиатрические больницы, лепрозории, противочумные учреждения, специализированные организации для несовершеннолетних – останутся на сметном финансировании, а их доходы будут идти в бюджет Российской Федерации.
В большинстве зарубежных стран используется принцип автономии вузов. Так, в Австралии и Великобритании в 2008-2009 году 40% от общих доходов высших школ поступило от сторонних спонсоров и только 23% - из госбюджета. В Голландии система финансового обеспечения университетов основана на показателях их эффективности.
Казенные предприятия – учреждения уголовно-исполнительной системы и силовых ведомств, психиатрические больницы, лепрозории, противочумные учреждения, специализированные организации для несовершеннолетних – останутся на сметном финансировании, а их доходы будут идти в бюджет Российской Федерации.
В большинстве зарубежных стран используется принцип автономии вузов. Так, в Австралии и Великобритании в 2008-2009 году 40% от общих доходов высших школ поступило от сторонних спонсоров и только 23% - из госбюджета. В Голландии система финансового обеспечения университетов основана на показателях их эффективности.