Шен Те и Шуи Та в одном «флаконе»
Что такое доброта? Какова цена доброты? Есть ли предел доброте? Как доброта отражается на том, кому помогают? А возможна ли доброта на Земле? Как совместить любовь к себе и любовь к ближнему? Автор пьесы «Добрый человек из Сезуана» Бертольт Брехт, а вместе с ним и Юрий Бутусов пытаются проникнуть в самую сущность доброты как социального и нравственного явления, изучить и показать все ее стороны и последствия.
Известно, что «Добрый человек из Сезуана» был специально заново переведен для театра имени Пушкина с немецкого языка. Как ни странно, в Сезуане нет ни одного доброго человека, кроме проститутки Шен Те. Она протягивает руку помощи всем нуждающимся, они же в свою очередь прослышав о доброте Шен Те ничуть не стесняются ей злоупотреблять. «Ангел предместий», как называют Шен Те, в один миг оказывается в безвыходной ситуации, когда, чтобы выжить, необходимо полностью измениться. И тут происходит полное преображение: на смену ангелу приходит безжалостный делец Шуи Та.
Музыкальный Брехт
Изначально, Бертольт Брехт задумывал пьесу как бытовую драму, однако в итоге она превратилась в некую философскую притчу, отразившую различные типы людей и принципы, на которых они строят взаимоотношения. Постановка легендарного режиссера Юрия Бутусова – это союз драматического искусства и музыки, где даже мельчайшие детали является ключом к понимаю смысла. Актеры вживую на немецком языке поют зонги, лиричные песни, отражающие их чувствования, а также задающие направление спектакля. Одновременно перевод песен демонстрируется на специальном табло. Однако часто по одной только мелодике можно понять, что хочет донести до публики артист. Александра Урсуляк, исполнившая в спектакле роли Шен Те и Шуи Та и удостоенная «Золотой маски» за лучшую женскую роль, рассказала, что учить зонги было скорее увлекательно, чем трудно. Эти небольшие интермедии можно назвать пульсом спектакля.
Также на сцене присутствует ансамбль «Чистая музыка» под руководством Игоря Горского. Однако выдаваемые мелодии – это не просто аккомпанемент или звуковое сопровождение спектакля. Музыка здесь превращается в отдельного персонажа, который также направляет действо. Равноправное сочетание актерского искусства и музыки является одной из изюминок постановки. В «Добром человеке из Сезуана» также присутствует хореографическая составляющая, направленная на более точное обозначение темы. Исполняемые артистами миниатюры – это отдельные маленькие шедевры, выполненные с высочайшей точностью и глубочайшей осмысленностью каждого движения.
Немецкий, русский и беговая дорожка
Еще одно сочетание – это русский и немецкий языки. Актеры поют, а также обуреваемые сильными чувствами произносят отдельные фразы на немецком. Прием использования двух языков позволяет дополнительно оттенить важные моменты, и не только не отвращает зрителя, но наоборот побуждает вслушиваться в мелодику, понимать посыл постановки на уровне языковых систем.
Отличается спектакль Бутусова и организацией сценического пространства. Интересно, что его созданию режиссер уделяет огромное значение даже на репетициях. Декорации к «Доброму человеку из Сезуана» поражают обилием различных деталей, без которых спектакль просто немыслим. В реквизите же используются велосипеды, песок, бутыль с водой и даже беговая дорожка.
Спектакль «Добрый человек из Сезуана» представляет собой синтез различных направлений искусства, нацеленных на раскрытие темы доброты. Именно благодаря предложенному Бутусовым сочетанию постановка приобретает пронзительность и ритмичность, заставляющую зрителя следить за каждым движением артистов. «Добрый человек из Сезуана» – это спектакль, поднимающий с помощью всевозможных средств выразительности множество вопросов и не дающий никаких ответов. Ведь именно зрителю в итоге выбирать быть ему Шен Те или Шуи Та.