«Мой самый страшный сон – переход с боевой работы на кабинетную»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Мой самый страшный сон – переход с боевой работы на кабинетную»

30 апреля 2024 / просмотров – 2388
Городская жизнь

Шесть тысяч выездов, почти две тысячи пожаров. И так каждый год. Воронежские огнеборцы никогда не сидят без дела. Помимо многочисленные возгораний, они выезжают на ДТП, проводят спасательные операции. Работают круглосуточно и беззаветно любят свое дело. 2024-й год для покорителей стихии огня юбилейный. 30 апреля исполнилось 375 лет со дня образования пожарной охраны.

Горячее лето 2023-го 

Крупнейший за последние 30 лет пожар в нашем регионе произошел минувшим летом – горела нефтебаза.

«Сложность была в том, что авиационный керосин тяжелый как солярка и легковоспламеняющийся как бензин. В резервуаре было пять тысяч тонн топлива. Выделялось огромное количество тепла. Невозможно было провести пенную атаку, потому что пена не попадала в очаг, ее выносило воздушным потоком. Плюс рядом стояли восемь таких же резервуаров, которые надо было охлаждать, – рассказывает начальник пресс-службы Главного управления МЧС по Воронежской области Сергей Хренов. – За время работы под списание ушло 17 теплоотражающих костюмов, которые выдерживают температуру до 600 градусов. Поплавился механизм коленчатого подъемника. Пожарные машины, которые подавали воду, пришлось постоянно поливать, потому что пластик плавился, хотя они стояли в ста метрах от очага возгорания».

Средняя температура в огневом отсеке как правило варьируется от 80 до 300 градусов. Причем самое опасное для пожарных не температура, а дым и пар.

400 человек, 15 часов, 60 тысяч тонн воды

Одними из первых на нефтебазу прибыли сотрудники ПСЧ №1.

«Мы поехали на заправку на набережную Массалитинова и увидели дым. Передали информацию. Выдвинулись на место и началось, – вспоминает начальник караула пожарно-спасательной части №1 Илья Сурай. – Ветер менял направление и горячий воздух, точнее жар, шел на нас. Хорошо, было много воды, которую мы постоянно пили, чтобы не перегреться. Работали в обваловании (яма, в которой находится резервуар). Там образовалась пробоина размером с колесо КАМАЗа. Мы стоим, а горящий керосин выливается, потому что мы не успеваем его запенивать. Где-то в начале десятого вечера попробовали первую пенную атаку. Стали подавать пену на резервуар, поднялся ветер, струю унесло вбок. Сосредоточить все силы и средства, сделать шапку из пены было очень тяжело, но мы справились».

В тушении участвовал весь Воронежский гарнизон – около 400 человек. Приезжали даже те, у кого был выходной.

«Коммунальные службы нам помогали. Были задействованы все поливалки, железнодорожные составы РЖД. Благодаря содействию города и области обошлось без проволочек, – подчеркивает Сергей Хренов. – Мы израсходовали рекордное количество воды – 60 тысяч тонн».

По словам пожарных, в некоторых субъектах России подобные ЧС ликвидируют как минимум сутки. Воронежцы справились за 15 часов.

Защищая центр и не только

«Нефтебаза – это только один из выездов. Тяжелые пожары были в ЖК «Атлантис» на хлебозаводе №1, в лесах», – говорит Илья Сурай. Часть, в которой он служит, отвечает за безопасность Центрального района, но нередко приходится выезжать и к соседям, и даже в районы области. Все зависит от ранга пожара.

«27 сентября 2020 года загорелся весь Воронеж – Медовка, Подклетное, Бабяково, Подгорное... В Новоподклетном объявили четвертый номер пожара, и мы работали там практические сутки, – поясняет начальник караула. –А однажды мы возвращались с возгорания дачного дома, нам позвонили и сказали: следуйте в Бобровский район. И мы поехали тушить в поселок Лушниковка, потому что там была патовая ситуация».

«Завязывай с пожаркой!»

В детском саду Илья мечтал стать пожарным или милиционером. Любил программу «Случайный свидетель», смотрел на мигалки, экипировку и думал: как круто! В 6-7 классе решил, что пойдет в спецназ. Но после школы поступил в Воронежский институт МЧС.

«Родители советовали стать врачом, но я сделал выбор душой, – признается начкар. – Сейчас некоторые друзья говорят: «Хватит, завязывай с пожаркой! Приезжаешь с суток никакой. Уставший, лица нет. Иди в кабинетную работу!» А я не понимаю, как это: бросить свой караул, ребят, которые стали мне второй семьей. Мне это снится в страшных снах. Не представляют, что будет, если я повешу боевку на гвоздь и уйду в другую сферу».

«Дай тушить, да нечего…»

«Мы живем на эмоциях, – считает Илья. – Пожарный заходит в горящий отсек, выполняет работу на пять с плюсом, остается доволен собой, выходит и понимает, что сделал хорошее дело – спас человека, потушил квартиру. Это дает мощный внутренний заряд. Чувствуешь гордость за себя, за ребят. Конечно, с годами становишься спокойнее, горячность из серии «дай тушить, да нечего» уходит. Но все равно: лиши меня этого и я буду как рыба без воды».

Смена начинается в восемь утра. Начальник караула приезжает минут за 40, чтобы все проверить, подготовиться. Пожаров бывает столько, что через сутки, когда заканчивается дежурство, Илья остается заполнять документы. Поэтому домой уходит не в начале девятого, а часов в одиннадцать.

Самый опытный в карауле – Игорь Астапов. Он работает с 1987 года и передает опыт молодым коллегам.

«У нас есть распорядок, от которого мы отступаем только при выезде на пожар. Каждый день, в том числе в выходные, проходят учебные занятия – план-конспекты, практическая отработка, пожарно-строевая подготовка (развертывание автоцистерны, подача стволов). Очень много элементов, которые нужно отрабатывать, особенно, если речь о молодых сотрудниках, которым максимально быстро нужно влиться в работу, – комментирует Илья Сурай. – Азы можно освоить в учебном центре за 3 месяца, а пожарную науку приходится изучать всю жизнь».

Приезжая с суток, начкар садиться за учебники, мониторит профильные сайты. Сейчас он и его коллеги штудируют тактическую вентиляцию, аварийную разведку и спасение пожарных.

Осторожно, электросамокат!

Дежурят сутки через трое. Подразделение боевое. Пожары случаются если не каждую смену, то через одну, точно. Тревожных звонков много. Однажды выезжали 16 раз за сутки.

«Покой нам только снится, – шутит Илья. – Бывают дни без серьезных случаев, но очень выматывающие. За последние 20-25 лет пожары существенно изменились. Раньше в квартирах было дерево и бумага. Сейчас практически везде синтетические материалы, продукты нефтепереработки, тушить которые намного сложнее».

Основные причины возгораний – короткие замыкания и курение. К новым проблемам можно отнести электросамокаты. Нередко они взрываются прямо в квартирах.

«Будьте осторожны! Соблюдайте правила пожарной безопасности в своих домах и на дачных участках, – в который раз обращаются к воронежцам огнеборцы. – Не заставляйте личным автотранспортом проезды для спецтехники, встречайте подразделения по прибытию. Ведь наша работая направлена на спасение жизней и вашего имущества!»

Награды нашли героев

В День пожарной охраны слова благодарности всем, кто борется со стихией, адресовал Сергей Чижов. По традиции он отметил наиболее отличившихся сотрудников МЧС. Одним из них стал Илья Сурай.

«Наше ведомство много лет взаимодействует с Сергеем Чижовым, – подтверждает начальник пресс-службы регионального управления МЧС Сергей Хренов. – Он помогает создавать комфортные условия службы, награждает лучших сотрудников. Каждый год семьи пожарных участвуют в его авторском проекте «Новогоднее чудо – детям». Также большое внимание Сергей Викторович уделяет вопросам социальной защиты спасателей, за что мы ему чрезвычайно благодарны».

Работая в Комитете по бюджету и налогам, депутат Госдумы заботиться как о совершенствовании профильного законодательства, так и об улучшении бытовых условий прохождения службы, модернизации пожарной техники, а также повышении престижа одной из самых опасных и сложных профессий в мире.

Ольга Ласкина
Дмитрий Чушкин
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели