Время высоких достижений
– Татьяна Анатольевна, с какими достижениями вы подходите к юбилейной дате?
– С 1947 года мы занимаемся подготовкой рабочих кадров. Изначально колледж обучал студентов по трем направлениям – сварщик, автомеханик, монтажник санитарно-технических систем и оборудования. В 2008 году – после присоединения профучилища № 14 – этот перечень был дополнен профессией «машиниста крана (крановщик)», так как она очень востребована и высокооплачиваема. Кроме того, несколько лет назад было решено открыть еще два направления подготовки специалистов среднего звена по специальностям «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и «Сварочное производство». Этому предшествовала большая и серьезная работа по подготовке документации, закупке оборудования и приведению требований в соответствие с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Отмечу, что по учебным показателям прошлого года мы поднялись на третье место в рейтинге системы среднего профессионального образования Воронежской области. В будущем будем стараться сохранить за собой место в списке и даже подняться выше.
– В числе последних изменений – принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОСов) для СПО. Удается идти в «ногу со временем»?
– Определенные сложности в связи с изменениями в системе стандартов есть. Однако за годы работы мы достаточно «набили руку» в создании новых образовательных программ. Так, последняя проверка показала, что наши разработки грамотно подготовлены и профессионально выстроены.
Немногие знают, что в 2015 году был утвержден список из пятидесяти наиболее востребованных специальностей на базе среднего профессионального образования. Две наших профессии вошли в этот список, и сейчас нам необходимо внедрить новые требования в жизнь. Например, для будущих «мастеров по ремонту и обслуживанию автомобилей» мы уже разработали новую образовательную программу. Наши наработки были признаны наиболее удачными, поэтому вскоре на базе колледжа состоится областной семинар, где мы поделимся опытом по адаптации к ФГОСам.
– Материально-техническое оснащение колледжа такое же солидное, как и методическая база?
– В 2007 году мы приняли участие в двух образовательных проектах. В рамках первого колледж получил грант в размере 17 миллионов рублей из средств федерального и областного бюджетов, в рамках второго – 40. Эти средства позволили нам полностью обновить материально-техническую базу по следующим направлениям обучения – автомеханика, сварщика и монтажника санитарно-технических систем и оборудования. Даже по прошествии десяти лет по уровню оснащения мы – одни из лучших в области. Помимо этого, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области планирует создать на базе нашего учебного заведения Сертифицированный центр компетенций. Если в будущем году проект согласуют, то у нас появится возможность закупить модернизированные сварочные аппараты. Создание такого Центра станет новым этапом истории учебного заведения, так как это позволит проводить Государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена не только для наших студентов, но и для выпускников близлежащих учебных заведений.
Колледж как важная ступень жизненного пути
– Об эффективности работы учебного заведения говорит процент успешно трудоустроенных выпускников. Расскажите, востребованы ли специалисты, которых вы готовите для рынка труда?
– Более 80 % наших выпускников трудоустраиваются и делают это без особых проблем. Мы развиваем очень тесные контакты с потенциальными работодателями ребят – с ЖБИ-2, Воронежским механическим заводом, техническим центром по ремонту автомобилей и другими. Буквально недавно к нам обратился владелец сети таких центров с просьбой оказать содействие в пополнении их персонала, потому что считает уровень подготовки наших ребят серьезным. Мы и сами ежегодно приглашаем руководителей или управляющих предприятий на Государственную Итоговую аттестацию, чтобы они лично оценили уровень мастерства выпускников. Среди наших бывших студентов есть очень уважаемые люди, например депутат городской Думы Алексей Золотарев, старший преподаватель ВГЛТА Игорь Поляков. Депутата Государственной Думы Сергея Чижова мы также считаем нашим выпускником, потому что он окончил профучилище № 14, которое впоследствии вошло в состав колледжа. Сергей Викторович занимает очень активную позицию по отношению к нашему учебному заведению и системы СПО в целом. Это выражается в постоянном содействии в решении бытовых проблем. Он с всегда с большим вниманием относится к коллективам воронежских учреждений среднего профессионального образования.
– На одном из последних заседаний Государственной Думы Министр образования Ольга Васильева отметила, что порядка 54 % выпускников 9 классов решают получать среднее профессиональное образование. Это на 14 % больше, чем в прошлом году. Чем объяснить возросшую популярность СПО?
– Во-первых, многие объективно чувствуют, что они не смогут хорошо сдать ЕГЭ и поступить в вузы. Во-вторых, каждый год мы видим, что к нам поступают много детей из социально незащищенных семей. Эти ребята идут целенаправленно получить за два года и десять месяцев хорошую профессию, чтобы потом достойно зарабатывать и помогать семье. Например, выпускники-сварщики получают от 30 тысяч рублей. Это неплохая зарплата для вчерашнего студента.
Кстати многие после окончания колледжа идут заочно учиться в вузы. Так, у нас налажено очень тесное взаимоотношение с лесотехнической академией, которая охотно зачисляет выпускников колледжа. На вопрос, почему наши дети лучшие, там отвечают: «Ребята многое знают и умеют. У них есть мотивация учиться дальше».
– Почему ребята мотивированы получить именно рабочую профессию?
– Кто-то целенаправленно приходит в колледж, потому что дедушка и папа владеют определенной профессией. Мы знаем несколько поколений из одной семьи, которые поступали к нам в 70-е, 90-е годы и в настоящее время. Конечно, есть ребята, которые не уверены в правильности своего выбора. И здесь позицию, как правило, формируют мамы и папы. Мы со своей стороны стараемся сделать так, чтобы родители и дети не ошиблись в решении. Для этого организуем экскурсии, проводим мастер-классы на различных тренажерах и другие мероприятия. После этого абитуриенты понимают, в чем смысл этой специальности и хотят ли они ею владеть. В любом случае, даже у слабенького ребенка есть шанс получить рабочую профессию. Часто бывает, что по общеобразовательным предметам у студента невысокая успеваемость, а по дисциплинам общепрофессионального цикла и профессиональным модулям он показывает отличные достижения. Наша цель, чтобы абсолютно каждый ученик получил у нас хорошую профессию и был востребован в своей специальности.