– Сергей Викторович, какие вопросы, проработанные Комитетом по бюджету и налогам, в состав которого Вы входите, удалось решить на уже состоявшихся пленарных заседаниях?
– Самым главным считаю то, что мы с коллегами приняли решения, которые поддержат отечественное сельское хозяйство. В частности была реализована инициатива о размере ставки налога на добавленную стоимость при реализации племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей. Для хозяйств, занимающихся племенным животноводством, налогообложение будет производиться по ставке 10 процентов. Базовая, напомню, составляет 18 процентов.
Еще одно значимое решение − организациям потребкооперации разрешено переходить на единый налог на вмененный доход независимо от численности сотрудников. Обсуждение этого вопроса на заседании Комитета было непростым. Представитель Правительства высказывался против поправки. Но наша позиция заключалась в том, что разрушить систему потребкооперации, не дав льготу по ЕНВД, легко, а воссоздать будет сложно. На пленарном заседании депутаты поддержали позицию Комитета. Упрощенную систему налогообложения потребительским кооперативам установили на период до 2018 года.
Также нами к пленарному заседанию был подготовлен документ, который станет дополнительной мерой по поддержке аграриев, участвующих в программе сельхозстрахования с господдержкой. Теперь средства, полученные страховщиками на формирование фонда компенсационных выплат, не будут облагаться налогом на прибыль. А отчисления страховщиков в этот фонд не будут относиться к расходам. Это даст финансовую устойчивость системе сельхозстрахования, а значит, защитит аграриев от последствий при гибели урожая.
Все эти меры направлены на поддержку отечественного агропромышленного комплекса, дают ему некоторые конкурентные преимущества в условиях вступления России в ВТО.
– Но были и другие поправки в Налоговый кодекс, и они до пленарного заседания так и не дошли. Что это за изменения и будут ли они рассматриваться в дальнейшем?
– Да, ко второму чтению готовились изменения в налоговое законодательство в части, касающейся взимания земельного налога и налога на имущество организаций. Одно из предложений по внесению поправок в первоначальную версию законопроекта касалось освобождения от уплаты налога на имущество нескольких видов объектов. В перечень вновь утверждаемых «льготников» предлагалось добавить космические объекты, некоторые виды судов, ледоколы, памятники истории и культуры федерального значения, ядерные установки, вновь вводимые объекты движимого имущества.
Вот как раз последние и породили жаркую дискуссию. Из предложенной формулировки следовало, что под льготу попадет все вновь приобретенное движимое имущество, включая подержанное. Что сделает крепкий хозяйственник в преддверии вступления этой законодательной новации в силу? Совершит в некотором смысле фиктивные сделки по купле-продаже таких объектов и получит налоговое послабление, намеренно занизив налогооблагаемую базу основных средств своего предприятия. В какую сумму это обойдется субъектам (налог на имущество организаций зачисляется в региональный бюджет), авторы поправки назвать не смогли. На примере Воронежской области могу сказать: совокупный объем поступлений налог на имущество юрлиц по итогам исполнения бюджета прошлого года составил 4,3 миллиарда рублей, или 7,3 процента от общей суммы доходов. Насколько ее могут занизить вновь освобожденные от уплаты налога объекты, сейчас не возьмется сказать никто. А без владения информацией, в том числе и о сумме выпадающего дохода, принять обоснованное решение не получится. Поэтому с рассмотрения на пленарном заседании прошлой недели законопроект был снят. На Комитете к его обсуждению мы вернемся в ближайшую пятницу. Возможно, к 21 сентября фактические данные, которых недоставало в предыдущий раз, будут авторами документа подготовлены.
– Этот законопроект, если будет одобрен, коснется финансовых отношений очередного года. Бюджетная история года предыдущего завершена де-факто, но продолжается де-юре. Закон об исполнении федерального бюджета-2011 пока не принят. Каковы перспективы его утверждения?
– На прошлой неделе мы дважды: сначала подкомитет по бюджету, а потом и комитет по бюджету и налогам Госдумы – заслушивали разработчиков законопроекта, представителей федеральных министерств, в первую очередь, Минфина, Счетной палаты по отчету об исполнении бюджета. С бухгалтерской точки зрения замечаний к документу нет: дебит с кредитом сошелся. Однако вызывает массу нареканий исполнительская дисциплина: по ряду целевых программ отмечено неосвоение средств, а программа «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов», под которую в 2011 году было зарезервировано 500 миллионов рублей, вовсе не начала действовать. А значит, не были достигнуты те цели, которые ставились при разработке программ.
И хотя законопроект об исполнении бюджета вынесен на пленарное заседание и будет рассмотрен на этой неделе, отмеченные промахи вновь заставили вернуться к разговору о том, что следует ужесточать меры воздействия за неэффективное планирование и расходование бюджетных ресурсов. Ведь ущерб экономике они приносят не меньший, нежели нецелевое расходование средств. Распорядителям средств следует более скрупулезно подходить к оценке финансовой потребности на решение тех или иных задач и не пытаться объяснить допущенные промахи издержками 94-го закона о государственных и муниципальных закупках.
Стратегически на решение проблемы недостаточной финансовой дисциплины нацелен пакет законопроектов, ужесточающих ответственность получателей бюджетных средств. Это три основных документа: о парламентском контроле, о финансовом контроле и новый закон о Счетной палате Российской Федерации. Создав эффективный механизм работы с бюджетными потоками, в будущем мы сможем более грамотно и, главное, более оперативно решать вопросы, которые перед нами ставит избиратель.
Началась вторая пленарная неделя осенней сессии Государственной Думы
20 сентября 2012 / просмотров – 1503
Закон
Ожидается, что, как и предыдущая, она будет максимально насыщенной. Но для депутатов комитета по бюджету и налогам нагрузка многократно возросла. Кроме законопроектов, вносящих изменения в Налоговый кодекс, члены этого комитета ведут работу и по законопроектам, касающимся исполнения федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов за прошедший год. Подробнее о том, как и какие вопросы готовились к пленарным заседаниям, в интервью нашей газете рассказал депутат Госдумы Сергей Чижов.
