Сначала доход, налоги потом
В первую очередь, в случае принятия законопроекта, улучшения ощутят предприниматели на общей системе налогообложения, которые платят налог с доходов, а также нотариусы и адвокаты.
Сейчас, получив первую оплату за свой труд, они обязаны подавать декларацию 4-НДФЛ с предполагаемой суммой прибыли, которую рассчитывают получить за весь год. На основании этого показателя Федеральная налоговая служба (ФНС) рассчитывает для них размер ежеквартальных авансовых платежей. По итогам года предприниматели подают другую декларацию, в которой указывают уже фактические доходы, и налог снова пересчитывается.
Но никакой предприниматель не может точно знать, как пойдут его дела в будущем, и его прогнозы относительно дохода могут сильно отличаться от реального положения дел. Ведь прибыль зависит не только от личных усилий, но и от спроса, ситуации на рынке, действий конкурентов и многих других факторов, которые невозможно предугадать.
Разработанный парламентариями в соавторстве с депутатом от Воронежской области Сергеем Чижовым законопроект избавит предпринимателей от необходимости заниматься «предсказаниями». Налог предлагается рассчитывать по аналогии с упрощенной системой (УСН), по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев исходя из фактических доходов. Соответственно, отменяется и отчетность, связанная с прежними механизмами. Сроки уплаты также сдвигаются с 15 на 25-е число месяца, следующего за отчетным.
Расчет платежей из реальных доходов более справедлив и устраняет необходимость запасать деньги на уплату налога авансом. Бесспорно эта инициатива значительно уменьшает административную нагрузку на бизнес.
Один за всех
Еще одна мера по упрощению взаимодействия с ФНС – право организаций подавать единую отчетность по налогу на имущество сразу по всем объектам в один налоговый орган по своему выбору.
Эта инициатива решит проблему компаний, которые имеют филиалы в разных районах области, а значит, состоят на учете в нескольких налоговых инспекциях. Соответственно, и отчитываться нужно везде по отдельности. Разработчики законопроекта предлагают разрешить юрлицам подавать сведения по всему своему имуществу в одном месте. Все, что для этого нужно – выбрать инспекцию и ежегодно до 1 марта сообщать о своем решении в налоговую службу.
Эта норма узаконит сложившуюся практику и упорядочит разъяснения ФНС, которые в конце прошлого года вводили и отменяли необходимость согласования единой отчетности с налоговыми органами.
Кроме того, документ отменяет требование подавать декларации по транспортному и земельному налогу, а организации освобождает от обязанности предоставлять расчеты авансовых платежей по налогу на имущество.
Что касается имущества ИП, парламентарии впервые определили порядок прекращения начислений налога на недвижимость, которая была снесена, уничтожена или разрушена до ее снятия с кадастрового учета. Для этого достаточно подать в любой налоговый орган заявление и документы, подтверждающие факт гибели имущества.
Пенсионерам – обязательные льготы
Позаботились парламентарии и о пенсионерах, а также мужчинах старше 60 лет и женщинах от 55. По закону им положены льготы: можно не платить налог за 1 объект недвижимости по выбору (квартира, гараж, жилой дом) и 6 соток земельного участка. Чтобы воспользоваться своим правом, необходимо подать в налоговую службу заявление, к которому можно приложить подтверждающие документы. Таким образом, если пожилой человек не знает норм налогового законодательства, льготу он не получит.
Разработчики предлагают устранить этот правовой пробел и обязать налоговиков самостоятельно считать сумму имущественных налогов с учетом льгот, даже если заявление не поступало. Это позволит сделать отлаженная между ФНС и Пенсионным фондом система межведомственного взаимодействия.
Кроме того, поскольку льготную недвижимость и земельный участок можно выбрать самостоятельно, необходимо ежегодно до 1 ноября подавать уведомления о своем решении. Этот предельный срок предлагается продлить до 31 декабря.
Также предлагаемыми мерами устраняется пробел правового регулирования налогообложения доходов, полученных от продажи объекта недвижимого имущества, образованного в текущем налоговом периоде.