Сегодня Всемирная неделя космоса является крупнейшим событием мирового масштаба. Идея данного мероприятия, вдохновляя студентов, способствует формированию класса будущих специалистов, решает вопросы просвещения общественности в области космической деятельности, а также содействует развитию международного сотрудничества в деле космической пропаганды и просветительской работы. Каждый год мероприятия, посвященные неделе космоса, проходят под определенной темой, которая выбирается Ассоциацией Совета директоров в тесном сотрудничестве с Управлением ООН по вопросам космического пространства. Тема 2018 года – «Космос объединяет мир».
Космические ожидания
Тысячи лет человечество наблюдало за звездами и мечтало к ним полететь. И вот, в середине XX века этот прорыв наконец-то произошел. 4 октября 1957 года Советский союз запустил первый искусственный спутник Земли. Этот небольшой прибор массой чуть больше 83 килограмм летал вокруг нашей планеты 92 дня и совершил за это время 1440 оборотов. Из-за трения о верхние слои атмосферы спутник постепенно терял скорость, снижался и, в конце концов, сгорел. Но история освоения космоса после этого не закончилась, а только началась. За спутником 1 последовали и другие, а затем в космос полетели первые животные и первый человек.
«Отряд» собачьих космонавтов
Но прежде, чем запустить в космос человека, требовалось понять, как поддерживать в кабине пилота нужную температуру воздуха, как обеспечивать космонавту бесперебойную доставку кислорода, как уберечь его от перегрузок давления во время взлета и помочь адаптироваться в невесомости. И – что немаловажно – как сделать так, чтобы космонавт, выполнив задание, смог вернуться на Землю. Исследования и испытания заняли десять лет. Существами, проложившими человеку дорогу в космос, стали собаки.
«Отряд» собачьих космонавтов комплектовался из обычных дворняжек. Они более выносливы, чем породистые собаки и отличаются сообразительностью. Ведь им с первого дня жизни приходится бороться за существование. К тому же они быстро привязываются к людям и хорошо поддаются дрессировке. Будущие покорители космического пространства должны были отвечать определенным требованиям: быть мелкими – не выше 35 сантиметров в холке – и относительно легкими – не тяжелее 6 килограммов. Отбор по внешним данным проводился не по эстетическим соображениям, а исходя из размеров кабины космического корабля.
Первый полет космического аппарата с выходом на орбиту, на борту которого находились живые существа, был произведен 3 ноября 1957 года. Пассажиром советского корабля «Спутник-2» стала собака по кличке Лайка. Хотя технически возвращение не было возможно, она умерла еще во время полета от перегрева, через 5 часов, совершив 4 полных оборота вокруг Земли.
В следующий раз спутник с живыми пассажирами на борту был отправлен на орбиту только спустя три года. Случилось это 28 июля 1960 года. Полет тоже был неудачен, космический корабль взорвался спустя 38 секунд после запуска двигателей.
19 августа 1960 года с космодрома Байконур был успешно осуществлен запуск на околоземную орбиту второго возвращаемого космического корабля, на борту которого находились собаки Белка и Стрелка, около четырех десятков мышей, насекомые, растения, некоторые виды микробов и другие биологические объекты. Спускаемый аппарат с животными на борту благополучно приземлился в заданном районе. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, вернулись на Землю.
Популярности вернувшихся собачек позавидовала бы любая сегодняшняя кинозвезда. Их фотографировали для журналов и газет, возили по школам и детским садам на «встречи» с детьми. У Стрелки через некоторое время после полета родились щенки. Они, как и следовало ожидать, не отличались породистостью. Но слава мамы-космонавтки стоила дороже любой родословной. И один щенок, по личной просьбе главы государства Никиты Сергеевича Хрущева, был отправлен в США, в подарок жене американского президента Кеннеди.
Но счет удачных полетов был прерван: следующий после Белки и Стрелки собачий экипаж опять погиб: корабль не смог благополучно вернуться на Землю.
Звездный полет Звездочки
Для первого полета человека нужно было убедиться, что удачное возвращение Белки и Стрелки не был чистой случайностью. Было выполнено два удачных вылета, но за ним последовали еще четыре попытки повторить запуск ракеты с животными на орбиту, которые закончились трагически.
25 марта 1961 года, за 18 дней до первого полета человека в космос, состоялся полет собаки Звездочки. Имя ей перед стартом дал сам Юрий Гагарин, а первоначально ее звали Удача. Мало кто знает, что в корабле-спутнике Звездочка была не одна. С ней летал Иван Иваныч – манекен космонавта, внутрь которого была вшита капсула с человеческой кровью. Это было сделано для того, чтобы проверить, не изменился ли состав крови, и как человек может выдержать такие перегрузки. Любопытно, что рассекая космическое пространство, в эфире транслировалась запись Воронежского хора имени Пятницкого – так шла проверка голосовой связи с Землей. Передача звука – сложнейший процесс даже при современном уровне оборудования. И, естественно, на тот момент сделать подобное – являлось настоящим прорывом!
Одновитковый полет на корабле «Восток ЗКА №2» прошел успешно: через два часа полета корабль был сведен с орбиты, и во время спуска от него катапультировалось кресло будущего космонавта с манекеном. Контейнер с собакой находился в спускаемом аппарате, который также благополучно приземлился в заданном районе. Звездочка полностью проделала путь, который предстоял первому космонавту планеты Юрию Гагарину: взлет, один виток вокруг Земли и посадку.
Космические победы ковались на Земле
Кстати, капсула космического корабля «Восток», в которой приземлилась Звездочка, находится сейчас в Воронеже. Аппарат, являющийся космическим достоянием страны, задавший импульс полноценному развитию этой сферы и позволивший совершить подвиги, которыми гордится все человечество, можно увидеть на первом этаже нового Атриумного зала Центра Галереи Чижова. 16 сентября в Центре прошло торжественное открытие космической экспозиции. Уникальная капсула – главный экспонат выставки. Предоставил реликвию для экспозиции воронежский вице-губернатор Евгений Юрченко, купивший его на аукционе Sotheby’s, тем самым наш земляк спас капсулу от ухода в коллекции иностранцев.
В своем приветственном слове Евгений Валерьевич обратил внимание присутствующих на то, что у каждого поколения есть свои реликвии: «Для одних это – Туринская плащаница, для других – оружие Чингисхана, для россиян времен войны – это Знамя Победы, взметнувшееся над Рейхстагом. Для людей послевоенного времени гордостью являются достижения в космосе. Глядя на этот спускаемый аппарат, представьте, что он преодолел огромный путь при температуре минус 270 градусов и сохранил жизнь живому существу. Без его возвращения полет Юрия Гагарина был бы невозможен».
Открывая выставку, основатель Ассоциации, депутат Государственной РФ Думы Сергей Чижов отметил: «Нам доверили оберегать подлинную историческую реликвию. Это капсула с космического корабля «Восток», который открыл путь к звездам не только Юрию Гагарину, но и всему человечеству! Это символ всей нашей великой страны, ведь космические победы, прежде всего, ковались на Земле: за ними стоит труд многих людей: рабочих, инженеров, конструкторов и, конечно, космонавтов, которые объединились и поддержали успехи в Космосе».
Воронеж космический
На «Космической карте» страны отмечены несколько точек, связанных с историей освоения космического пространства. Одна из них – Воронеж. Без нашего города, прославившего страну надежными двигателями, не обходится не один космический полет.
Наши земляки сыграли важную роль в космических открытиях. За всю историю внеземных полетов статус космонавтов имели семь воронежцев, из них только двум удалось побывать на орбите: Константину Феоктистову и Анатолию Филипченко.
Летчик-космонавт СССР Константин Петрович Феоктистов совершил полет 12-13 октября 1964 года на корабле «Восход». Это был первый в мире полет с экипажем из трех человек. Впервые отработана мягкая посадка корабля на Землю. Программа научных исследований, рассчитанная на одни сутки, была выполнена полностью. Впервые ученые-исследователи непосредственно проводили наблюдение и изучение космического пространства.
Анатолий Васильевич Филипченко – 19 космонавт СССР и 41 космонавт мира. Совершил 2 полета в космос в качестве командира корабля. С 12¬ по 17 октября 1969 года на «Союз-7» совместно с борт-инженером Волковым Владиславом Николаевичем и инженером-исследователем Горбатко Виктором Васильевичем участвовал в групповом полете космических кораблей «Союз-6» и «Союз-8», во время которого проводилось их сближение и маневрирование.
Второй полет в 1974 году, который Филипченко совершил совместно с Николаем Рукавишниковым, был частью большой программы ЭПАС – совместного советско-американского полета в космос, который мы помним по стыковке кораблей «Союз» и «Аполлон». В нем проверялись возможности корабля и узла для стыковки.В 1975 дублировал Алексея Леонова перед его полетом на «Союзе-19».
Говоря о «космическом Воронеже» невозможно не сказать о предприятиях, связанных с космосом.
Воронежский механический завод – филиал ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева» причастен к первому полету человека в космос. Именно на ВМЗ создавалось «сердце» ракетного двигателя космического корабля «Восток», того самого, на котором Гагарин совершил свой подвиг. Для двигателя РД-0109, которым была оснащена третья ступень РН «Восток», ВМЗ изготавливал камеру сгорания, а также раму для раскрепления двигателя в блоке «Е» и блок газовых дросселей. Это было время новых побед, поиска новых технических решений, инженерной смекалки и самоотверженного труда.
В 1961 году состоялся исторический полет Юрия Гагарина. В это знаменательное событие, как и многие последующие успехи в ракетостроении и космонавтике, вложили свой труд воронежцы – работники Конструкторского бюро химавтоматики.
Работы в космическом направлении начались в КБХА в 1958 году после встречи главного конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королева с основателем воронежского КБ главным конструктором Семеном Ариевичем Косбергом. В кратчайшие сроки – меньше, чем за год, – работники КБХА под руководством ведущего конструктора Василия Петровича Кошельникова разработали по заданию Королева жидкостный кислородно-керосиновый ракетный двигатель РД-0105 для третьей ступени ракеты «Луна». Этот двигатель 2 января 1959 года впервые в мире был запущен в космосе. С его помощью была достигнута вторая космическая скорость. 12 сентября 1959 года доставлен на поверхность Луны вымпел СССР, проведен облет Луны с фотографированием ее обратной стороны. Позднее одному из кратеров на обратной стороне земного спутника было присвоено имя Семна Ариевича Косберга.
На базе двигателя РД-0105 в КБХА также под руководством Кошельникова был создан двигатель РД-0109 для легендарной ракеты-носителя «Восток». Двигатель имел повышенную надежность и улучшенные технические характеристики за счет замены камеры сгорания ОКБ-1 на новую, более экономичную и легкую камеру, созданную в инициативном порядке в КБХА под руководством ведущего конструктора Виталия Романовича Рубинского.
Двигатель сначала полностью изготавливался в КБХА, затем изготовление камер было передано на Воронежский механический завод, который также обеспечил производство отдельных агрегатов двигателя РД-0109. Первое летное испытание было проведено 22 декабря 1960 года с двигателем №13. А 12 апреля 1961 года двигатель №17 вывел на орбиту космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту. Затем двигатели РД-0109 выводили на орбиту все одноместные пилотируемые корабли. Всего производство КБХА изготовило и поставило 140 двигателей РД-0109 для осуществления пусков ракет-носителей различного назначения.
Двигатели Воронежского механического завода, преодолевая земное притяжение, доставляли межпланетные космические аппараты на Марс, Венеру, к комете Галлея.
На первом этаже нового Атриумного зала Центра Галереи Чижова посетители увидят также тематическую экспозицию, посвященную 90-летию Воронежского механического завода. Вниманию горожан представлены уникальные фотографии, рассказывающие об этапах становления предприятия, где и был создан двигатель корабля «Восток».