– Воронежский опорный университет создан как объединение потенциала ВГТУ и ВГАСУ. Сегодня это крупный научно-образовательный, инновационно-технологический и культурный центр, один из ведущих инженерно-технических вузов России. Кафедра «Связи с общественностью» почувствовала изменения?
– Весь коллектив и студенты, конечно, видим позитивные изменения и ощущаем динамику развития обновленного вуза. Сегодня это широкое взаимодействие с работодателя¬ми, тесное сотрудничество с производством, современные учебные корпуса, уникальные лаборатории, новые общежития и социальная инфраструктура. Для студентов созданы все условия для профессиональной самореализации. Главной задачей нашей кафедры по-прежнему является организация и осуществление на высоком уровне учебно-воспитательной работы по подготовке бакалавров и магистров по направлению «Реклама и связи с общественностью», владеющих глубокими теоретическими и прикладными знаниями, практическими навыками и компетенциями.
– Поделитесь ключевыми моментами успешного руководства кафедрой.
– Все очень традиционно – умение слушать, нести ответственность, готовность служить другим, взаимопонимание и поддержка, совместная работа, ориентированная на успех. Кстати, перечисленные качества, на мой взгляд, необходимы и специалисту по связям с общественностью. Еще бы добавила позитивную установку.
– С какими проблемами столкнулись в начале пути?
– Когда в далеком 2003 году кафедра «Связи с общественностью» только создавалась, многие с недоверием встретили идею – гуманитарная специальность в строительном вузе… зачем? Теперь трудно представить университет без подобной кафедры, а 15 лет назад многим казалось «не нашим», надуманным. Парадокс профессии PR заключается в том, что слышали аббревиатуру многие, но число тех, кто знает, о чем речь, невелико. Сегодня это одна из важнейших профессий: специфика во многом определяется тем, что чрезвычайно разнообразен рынок потенциальных потребителей услуг. Сейчас мы легко бросаемся словами: брэнд, репутация, гудвилл, общественное мнение и т.д. А PR – целая наука и, как оказалось, в обществе рыночных отношений – повседневно нужная.
– Как меняется сфера компетенций специалистов по связям с общественностью в условиях развития цифровых технологий?
– Сегодня информационный полюс уже сместился в этом направлении – пожалуй, это одно из самых главных социальных изменений. Обратите внимание и на потребительские тренды – снижается воздействие рекламы. Люди все реже отдают предпочтение товарам на один сезон, распространяется прагматичная модель потребления. Одновременно меняется подход к поглощению информации. Потому рынок труда требует новых кадров, обладающих современными коммуникативными компетенциями.
Когда-то для работы PR-специалиста было достаточно иметь под рукой телефон, блокнот и кипу свежей прессы. Те времена давно остались в истории, и сегодня набор инструментов в будничном арсенале пиарщика намного шире.
Спектр наших задач постоянно растет. В рутине текущих дел и за чередой дедлайнов пиарщику порой не просто выделить время на профессиональное развитие. Но быть в курсе последних трендов и событий – по-прежнему одна из ключевых компетенций. Сегодня сложно переоценить значение социальных сетей для PR-специалиста – это тот инструмент, который позволяет всегда быть во всеоружии, даже если SMM не входит в круг ваших непосредственных обязанностей. Однако, как и прежде, едва ли не основной наш профессиональный навык – находить выход из любой ситуации, в том числе, в эпоху стремительного развития цифровых технологий.
– Насколько популярно направление «Реклама и связи с общественностью» у абитуриентов? Ведется ли работа по его популяризации?
– Спрос очевиден. Каждый год к нам приходят все более ответственные и хорошо подготовленные ребята, которые выбирают будущую профессию вполне осознанно. Кафедра хорошо известна на образовательном рынке региона, прежде всего, успешными выпускниками, которыми мы очень гордимся. Ведем большую и системную работу по привлечению абитуриентов – проводим Дни открытых дверей, студенты организуют для школьников квесты, интерактивные мастер-классы, творческие студии.
– Расскажите, какие темы выбирают студенты для своих научно-исследовательских работ. Реализуются ли лучшие из них на практике?
– Тематика «привязана» к общему контенту современных исследований в сфере коммуникаций, а он очень широк. Что касается дальнейшей реализации проектов и продвижения их в жизнь, безусловно, мы к этому стремимся. Традиционно дипломные работы выполняются студентами на реальных площадках: конкретной организации, компании, фирмы. Так, в 2018 году было подготовлено исследование по теме «Информационно-коммуникационное сопровождение деятельности учреждений культуры» на примере Воронежской государственной филармонии. Соискатель А. Дьякова провела комплексный аудит работы учреждения в этом направлении и предложила рекомендации, которые частично были внедрены. Большой практический интерес представляла и работа В. Алексиевой «PR первого лица: система коммуникационных средств управления репутационным потенциалом руководителя коммерческого предприятия (на примере АО «ОЭМК»). Выпускница сделала анализ PR-стратегии генерального директора корпорации, провела социологический опрос среди сотрудников и разработала систему мер по совершенствованию позиционирования главного лица компании. Рекомендации были приняты с благодарностью. Отрадно наблюдать, как выпускники работают с потенциальными работодателями и готовят полезный аналитический продукт. Для нас, как для преподавателей, важно помочь выбрать тему, которая подарит им хороший проект для портфолио, а не обречет результат их интеллектуального труда лежать под сукном.
– Эффективная подготовка будущих специалистов возможна только при наличии практики. Какими ресурсами по этой части располагает кафедра «Связи с общественностью»? Как складывается сотрудничество с работодателями, у которых учащиеся проходят практику? Где студенты стажируются?
– С первых лет работы кафедры студенты проходят производственную практику в государственном и муниципальном секторе, в производственной и коммерческой сферах в Воронеже и других городах. Это дает широкие возможности не только для их профессионального роста, но и полноценного трудоустройства в отделах по связям с общественностью и пресс-службах крупных компаний, PR-агентствах, рекламных фирмах, в строительном комплексе и на промышленных предприятиях.
Студенты специальности «Связи с общественностью» неоднократно проходили стажировки за рубежом – в вузах и компаниях-партнерах кафедры: Университете Мартина Лютера в Германии, Европейском университете по связям с общественностью во Франции, Европейской школе журналистики в Чехии, коммуникационном агентстве «KaiserCommunication» в Германии и др.
– Одно из направлений работы Центра Галереи Чижова – связи с общественностью. Проходят ли студенты Вашей кафедры здесь практику? Если нет, планируете ли?
– Кафедра давно сотрудничает с Центром Галереи Чижова, многие наши студенты не раз участвовали в отдельных его проектах, проходили здесь практику – некоторые после и трудоустраивались. Безусловно, мы и дальше продолжим наше сотрудничество.
– Насколько востребованы специалисты по связям с общественностью на современном рынке труда?
– Общеизвестно, что правильно разработанная и реализуемая стратегия коммуникаций, корпоративного стиля, организованная система мероприятий и современных методов общения и убеждения – обязательные компоненты эффективного управления и успешного бизнеса. Поэтому пиарщики, умеющие создать положительный имидж, сформировать привлекательную торговую марку, сформулировать социально значимую миссию фирмы, по-прежнему являются незаменимыми участниками бизнеса и востребованными специалистами.
– Как в современных условиях изменилась оценка деятельности специалистов по связям с общественностью? Что самое важное в их работе?
– Приведу слова президента Международного пресс-клуба, профессора Александра Чумикова, автора учебников, по которым обучаются будущие специалисты по связям с общественностью в нашей стране: «С чего начинается PR-проект? С возникновения некоторой идеи, которая рождается в голове исполнителя либо в готовом виде предлагается заказчиком. Но с идеей ровным счетом ничего не случится до тех пор, пока она не будет «закована» в технологические схемы. И главное – работать открыто и законными методами. И пусть в информационно-интерпретационной конкуренции победит умнейший!» Это значит, что профессионализм и ответственность остаются актуальными трендами.
– Вы не только ученый, доктор филологических наук, но и практик. Согласно Вашему опыту, какими личными качествами, знаниями и навыками должен обладать хороший специалист в данном направлении, чтобы построить успешную карьеру?
– Сегодня студенты четко представляют, в какой сфере хотят работать и какие знания им для этого необходимы. Цель обучения на нашей кафедре, как в вузе в целом, – воспитание современного интеллигента, специалиста, который сочетает глубокие профессиональные знания с высоким культурным уровнем, хранит верность духовным традициям своей страны. Будущее принадлежит творческим и талантливым личностям, умеющим эффективно работать. Даже самое передовое программное обеспечение не заменит человеческого знания и опыта. Люди изобретают сложную технику, создают промышленные предприятия, учреждают компании, творят новые идеи. Вопреки прогнозам многих ученых, мир XXI века не станет заложником высоких технологий. Все равно будут нужны личности, которым придется прокладывать бесчисленное количество новых путей, видеть перспективные направления. А в коммуникативной сфере только креативность идей и определяет успех.
– Расскажите о перспективах развития, возможно, о планах по расширению деятельности кафедры «Связи с общественностью».
– Наша основная задача – воспитывать профессионалов и лидеров. Поэтому стремимся создать на кафедре атмосферу для творческой работы, чтобы студенты легко усваивали необходимые знания и овладевали специальными навыками. Мы верим, что наша работа вносит достойный вклад в развитие Опорного университета и является примером творческой и инновационной деятельности. Дружный коллектив кафедры – преподаватели, студенты и наши партнеры – открыты позитивным изменениям. У нас всегда есть идеи и смелость их осуществлять, и мы готовы вдохновлять других.
– В 2013 году Вы вошли в состав Попечительского совета Благотворительного фонда Чижова. Одновременно Вы являетесь специалистом по связям с общественностью. С Вашей точки зрения, насколько важно продвижение благотворительных проектов? Оказывает ли это влияние на общество?
– Популяризация и продвижение благотворительных проектов необходимы. Недаром 2018 год был объявлен Годом добровольца. Человек творит благо, приходит на помощь, откликается на беду – все это свойственно нашей ментальности. Но, чтобы реально помочь нуждающимся, необходима системная работа по сбору средств, поиску неравнодушных людей и социально ответственных коллективов. Все это требует организационной и информационной поддержки, взаимодействия с различными целевыми аудиториями. Сегодня появились новые технологии, которые позволяют эффективнее работать с меценатами и спонсорами, быстрее формировать пространство проектов. Популяризация через СМИ и социальные сети значимых акций оказывает влияние на людей – они становятся более открытыми к проявлению доброты, желанию помочь конкретному человеку. Работая на протяжении нескольких лет в Попечительском совете Благотворительного фонда Чижова, я наблюдаю, насколько ответственны здесь сотрудники. Они способствуют тому, чтобы наш мир становился лучше.