Нацпроект спешит на помощь моногородам.
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Нацпроект спешит на помощь моногородам.

8 сентября 2016 / просмотров – 1399
Экономика

Вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий это направление внутренней политики, еще 4 августа заявил, что Правительство, наконец, определилось с форматом помощи российским монопрофильным образованиям. По его словам, вопросы улучшения жизни в моногородах будут теперь оформлены в национальный проект, ответственным за который будет не только Минэкономики.

Вице-премьер подчеркнул, что помимо Минэкономики, которое и ранее занималось моногородами, в проекте будут принимать участие Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам (формирующий механизм взаимодействия субъектов), Фонд развития моногородов (работающий с наиболее депрессивными городами) и «заинтересованные ведомства». Под «заинтересованными ведомствами», сообщает «КоммерсантЪ», Шувалов имел в виду, прежде всего, Минпромторг, который занимается работой с градообразующими предприятиями. Таким образом, национальный проект «Моногорода» должен будет, по замыслу создателей, синхронизировать все меры в этой области (сейчас эта проблема решается через введение ТОР) и представить единую «масштабную» политику мер до 2025 года.
Оценка совокупных вложений в нац.проект пока находится на стадии обсуждения, но ФРМ рассчитывает привлечь, как минимум, 32 млрд. рублей государственных инвестиций на 3 года работы по государственному плану. Оптимизм Фонда поддерживает и то, что в прошлой трехлетке они уже работали с подобной суммой, дополнительно сумев привлечь порядка 10 млрд. рублей частных инвестиций. В этом году, создавая свою стратегию развития моногородов, Фонд рассчитывал также обладать 29, 4 млрд. рублей. В этот раз уже больший объем средств должен был быть направлен на привлечение внешних частных инвестиций в монообразования с наиболее тяжелой экономической ситуацией (100 из 319 городов).


Есть основания полагать, что основой (рабочим планом) нац.проекта «Моногорода» станет программа ФРМ на 2017-2020 годы, который еще в 2015 году сместил акцент своей деятельности с перераспределения средств к их ассимиляции. Скорее всего, приоритеты в итоговом документе национального проекта будут те же, что и в проекте ФРМ - создание инфраструктуры для инвестиционной деятельности, обучение управленческих команд и сопровождение бизнес - деятельности.

 

Что такое моногорода?


Моногород - это населённый пункт, зависящий от одного или нескольких предприятий в плане трудоустройства и инфраструктуры, и равноудаленный от альтернативных центров занятости региона. Предприятия в таком городе имеют статус «градообразующих». По нормам 2016 года доходы и налоги от деятельности этого предприятия, в бюджете таких городов составляют более 20%. Проблема моногородов впервые в российской политике появилась во время кризиса 2008-2009 годов. В период эскалации финансового кризиса, именно в моногородах (15% населения страны), ощутивших спад объема производств, обострилось социально-экономическое положение. Проблема моногорода усугубляется тем, что более чем в половине городов экономику невозможно диверсифицировать. Исследование «Базового элемента» в 2013 году показало, что для этого у них нет даже необходимого потенциала.


29 июля 2014 года правительство России утвердило перечень монообразований. Общее количество моногородов в России- 319. Из них в 2014 году в «красной», то есть критической зоне, оказались 75 городов. В 2015 году, когда статистика была пересмотрена, в ней находилось уже на 20 городов больше. Количество таких городов со стабильной ситуацией сократилось с 71 до 35. Представителей Воронежской области в списке критических монообразований не было ни в 2014, ни в 2015 году. Тем не менее, город Семилуки (ОАО «Семилукский огнеупорный завод»), как и пгт. Елань-Коленовский (сахарный завод группы «Продимекс») признаются образованиями, в которых «имеются риски ухудшения социально-экономического положения». Города Павловск и Россошь в 2014 и 2015 показали положительную динамику роста и были отнесены в список городов со стабильной экономической ситуацией. Монопрофильный город Нововоронеж вообще в список мнообразований на 2014 год не попал. Не попал в этот список и город Лиски, который в 2009 году получил в бюджет от деятельности вокзала «РЖД» более 21% дохода.


Таким образом, на данный момент в Воронежской области 4 монообразования, которые требуют к себе специального подхода. Но даже в рамках региона, невозможно объединить воздействие на воронежские моногорода в единую политику. Каждый город требует уникального подхода, потому что представляет собой разную совокупность проблем.
Например, Нововоронеж, почти полностью зависит от работы Нововоронежской АЭС. И хотя, очевидно, что это монопрофильный город (доля АЭС- 98% валового продукта города в 2015), на этом основании он никогда не получал финансирование из федерального бюджета. Регулятор принимает во внимание, что градообразующим предприятием Нововоронежа является не зависящая от экономической конъектуры АЭС, поэтому город может хорошо существовать почти при любой экономической ситуации. Но из-за высокой зависимости от АЭС перед городом стоит другая проблема - низкая социальная мобильность и высокий уровень миграции молодежи. Нововоронежу необходимо развивать параллельные секторы занятости и предоставлять альтернативу работе, как на АЭС, так и в социальной сфере. Несмотря на то, что город не находится в «красном поле» рейтинга, ему уже сейчас необходимо начать работать над программой «малых дел», пользуясь благоприятной конъектурой.


Радикально проблему монозависимости решили в пгт. Елань-Коленовский Новохоперского района, в котором около 60% налогов бюджета поступают от сахарного завода группы «Продимекс». В поселке, который все же решился на диверсификацию экономики, заканчиваются геологоразведочные работы на последних в Европе месторождениях никеля, после которых европейские горнодобывающие компании могут получить концессию на его добычу и обогащение. Вместе с этим, в пгт. придут инвестиции в проекты, сопутствующие горно-обогатительной деятельности. Таким образом, регион получит дополнительный источник дохода и стимул развития на 80-120 лет.


Противоречивая ситуация складывается в кризисный период в Семилуках. Несмотря на попытки местных властей еще в 2010 году провести диверсификацию экономики, город все еще остается зависим от положения дел на Семилукском огнеупорном заводе. Завод впервые после 2009 года смог привлечь необходимые инвестиции, получив 2,5 млрд. рублей от «Nika PetroTech» для производства пропанта для гидроразрыва пластов, применяемых в нефтяной отрасли. Это существенно поддерживает экономику города, который ждет завершение сразу 3 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций в экономику – более 3,5 млрд. евро. Есть и другие благоприятные изменения. С одной стороны, группа «Черкизово» в Семилуках заканчивает ввод в эксплуатацию крупных свинокомплексов и комбикормового завода. С другой - в городе открыт немецкий гипермаркет «Metro», объем инвестиций, в который превысил 20 млн. евро. Эти мероприятия позволяют рассчитывать на то, что город сможет избежать процедуры «управляемого сжатия», весьма болезненно сказавшейся, например, в 2009 году на городе Пикалево Ленинградской области.

 

Что дает и отнимает статус моногорода?

Несмотря на то, что моногорода - это города сильнее многих страдающие во время кризиса из-за структурной зависимости и производственного «перекоса», многие руководители местной администрации считают этот статус даже привлекательным в контексте бюджетной политики. По мнению руководителя ФРМ Ильи Криворогова, существующая система ранжирования моногородов - это «стимул стабильным городам переходить в перечень неблагополучных, чтобы получить дополнительное финансирование». Поэтому одновременно с формированием механизма помощи моногородам, правительство и ФРМ работает над созданием более совершенных критериев выбора наиболее нуждающихся из них. Ситуация становится проблемной, так как воспользоваться финансовой помощью до 2017 года смогут только 99 из 220 городов. Среди инициатив ФРМ - введение системы оценки работы мэров, которые будут приниматься на основе качества управления кризисными территориями. Совместно с Агентством стратегических инициатив в 2015 году ФРМ предложило утвердить стандарт моногорода. Одним из пунктов в нем будет как раз необходимость мэра максимально прозрачно работать с жителями.


Хитрить глав субъектов стимулирует и возможность включения их территорий в ТОР (территорию опережающего развития), которые сейчас являются основным инструментом работы с моногородами. Помимо особого внимания государства к этой территории, мэр для бизнесменов региона может получить готовую инфраструктуру под инвестиции, льготные займы под 5% годовых на 8 лет или вхождение в уставной капитал инвестиционных проектов. Статус ТОР дает городу еще и упрощенный льготный режим на 10 лет: 3 социальных взноса сокращают в 5 раз, уменьшают налог на прибыль и налог на имущество.

Неприятный же довесок для мэра города, получившего поддержку государства, заключается в том, что к нему на время действия программы будет дан советник в виде персонального «сити-менеджера». Персональный менеджер - это человек, который прошел специальную подготовку и имеющий солидную практику в области государственного регулирования экономики, привлечения инвестиций. В его задачи будет входить поиск и сопровождение инвестиционных проектов в монообразовании. В случае несовпадения мнений менеджера и мера, вопрос предлагается выносить на рассмотрение губернаторов и привлекать арбитров из проектного комитета фонда.


Помимо государственной помощи, глава муниципалитета может попросить «градообразующее» предприятие о шефстве в ряде проектов. Если найдется понимание, мэр может получить для города даже «социально ответственного» субъекта хозяйствования, берущего на себя ряд функций муниципалитета. Например, в городе Ковдор Мурманской области, градообразующее предприятие «Ковдорский ГОК», по условиям трехстороннего соглашения с муниципалитетом и правительством Мурманской области, вложило в развитие социальной сферы более 68 млн. рублей. В результате, за последний год в Ковдор (удаленный от областного центра на 300 км) так сильно изменился в лучшую сторону, что в город переехало 65 семей.

Инфографика
Ростислав Киселев
kiselevrostislav94@gmail.ru
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели