«Не понимала, что случилось»
До 8 лет Таня совсем не жаловалась на здоровье, девочку ничего не отличало от одноклассников. А затем зрение резко упало со 100 до 10 % – о себе дало знать наследственное заболевание. С течением времени ребенок перестал видеть вовсе.
«Не могла разглядеть, что написано в книжках, ходила за мамой, чтобы она читала, – вспоминает Татьяна. – Тогда я еще не понимала, что со мной случилось. Потихоньку училась жить с этим. Когда возникали проблемные ситуации, искала способы справиться с ними в имеющихся на тот момент условиях».
Девочка продолжила обучение в общеобразовательной школе. Тогда было всего два варианта: либо остаться здесь, либо переводиться в специализированное учреждение в Липецк.
«Одноклассники ко мне хорошо относились, помогали. Например, читали задания с доски, диктовали из учебника, – делится Татьяна. – Затем в 1991 году в Воронеже открыли школу для слепых и слабовидящих, я перешла туда. Но там еще не умели работать с незрячими детьми. Нам дали очень хорошие знания по предметам, но не научили ориентироваться в пространстве, пользоваться белой тростью, справляться с бытовыми задачами и даже писать по Брайлю! Словом, наш уровень реабилитации был крайне низким».
«Причиняй добро людям!»
Именно поэтому для поступления в институт девушка, не привыкшая сдаваться, самостоятельно осваивала рельефно-точечный шрифт и ходила на компьютерные курсы для незрячих. Это позволило ей сначала изучить программу по менеджменту малого и среднего бизнеса при реабилитационном центре, а затем поступить в вуз на психолого-педагогический факультет.
«Почему именно это направление? Мой девиз по жизни: «Причиняй добро людям!», – подчеркивает педагог-психолог. – К тому же, в обществе слепых и в обществе инвалидов меня начали избирать в члены правления за активность. И я поняла, что именно такую профессию хочу. Моя мечта была – работать на телефоне доверия. И мне удалось это сделать. Казалось, что именно там я могу принести большую пользу обществу».
Сейчас Татьяна продолжает совершенствоваться. Образование как нельзя кстати пригождается в работе с людьми, имеющими ментальные нарушения. Она, как руководитель «Новых возможностей», не только помогает решать насущные житейские проблемы инвалидов и их родителей, но и оказывает психологические консультации.
Однако этим социальная деятельность активистки не ограничивается. Она близко к сердцу принимает чужие трудности и старается приложить все усилия, чтобы помочь. Каждый участник общества инвалидов по Советскому району или воронежского общества слепых знает, что может обратиться к Татьяне со своей бедой, и она обязательно что-нибудь придумает.
«Кому-то, например, коляску не такую привезли: инвалид на ней не может ни в санузел заехать, ни на кухню попасть. Поэтому приходится звонить и в службы защиты, и чиновникам, выяснять причины, просить исправить ситуацию. Конечно, не все обращения удается решить, но я не опускаю руки, – отмечает собеседница. – К тому же, позитивные результаты вселяют уверенность. Например, на протяжении 5 лет пытаюсь повысить доступность общественного транспорта для незрячих. Обращаюсь в прокуратуру, пишу жалобы и заявления, участвую в круглых столах, делаю все, чтобы в автобусах начали объявлять остановки. И вот прогресс: когда мы только приступали к этому вопросу, озвучивание было только в 10 % транспорта. Сейчас уже в 60!».
Еще один положительный пример связан с храмами. Возможно, мы даже не задумываемся о том, как слепому человеку тяжело ориентироваться в церкви, где повсюду горят свечи.
«Видящие усваивают правила поведения в храме по подражанию: все крестятся, и он тоже. Незрячий же теряется в такие моментах. Ну, и конечно, вопрос с иконами. Как отличить их? А нам ведь тоже хочется посещать церковь, молиться вместе со всеми, – делится женщина. – Этой проблемой я озаботилась в 2005 году: связалась с епархией, попросила помощи. Так, сначала к нам в библиотеку для слепых имени Короленко стал приходить священник, проводил беседы. Затем был открыт храм Георгия Победоносца, в котором работают со слепыми. Там, например, находятся рельефные иконы».
Конечно, в идеале, чтобы каждая церковь была приспособлена для людей с инвалидностью, добавляет Татьяна. Но и на сегодняшний день проделана довольно большая работа.
Как стала чемпионом
О своей спортивной карьере, которую начала, ни много ни мало, в 33, Татьяна рассказывает скромно. Любит активный отдых: катается на лыжах, роликах, с прошлого года одолела и коньки. Также и с плаванием. Ходила в бассейн для своего удовольствия, затем в 2012 году от общества инвалидов приняла участие в областной спартакиаде. Так и заметила ее тренер воронежских паралимпийцев Елена Корякина.
«Она сказала: «Хоть ты и плаваешь не пойми как, но плаваешь хорошо, и я сделаю из тебя чемпионку». Уже через три месяца отправила меня на Всероссийские соревнования для незрячих спортсменов, где я заняла 4 место. Но самая большая моя победа была в 2015 году, когда с чемпионата России привезла серебряную медаль», – подчеркивает пловчиха.
Ежегодно свою домашнюю стену с наградами Татьяна пополняет многочисленными призами с региональных состязаний. При этом соревнуется она как со слепыми, так и со спортсменами, имеющими другие виды инвалидности. Так уже сложнее. Буквально на минувшей неделе она взяла «бронзу» на спартакиаде среди всех людей с ОВЗ, за несколько недель до этого – «золото» на областных соревнованиях для незрячих. Сейчас Таня уже готовится к апрельскому чемпионату.
«Танюша Богданова выкладывается на тренировках на все 100. Настолько, что пока не скажешь, что занятие окончено, она будет плавать без передышки полтора часа», – с теплой любовью в голосе отмечает тренер Спортивного клуба для людей с ограниченными возможностями Людмила Бухтаева. – Ориентироваться в воде ей помогает счет гребков – в среднем на 25-метровую дистанцию требуется 24 взмаха руками».
Тренируются пловцы с ОВЗ трижды в неделю в бассейне «Спартак» и всегда на лучших 5-й и 6-й дорожках. Чтобы не биться на скорости о бортик, Таня рассекает исключительно на 5-й.
«Открыть спортклуб для инвалидов – большое дело, раньше это трудно было даже представить. Ребята занимаются бесплатно, аренду дорожек оплачивается из городского бюджета, – продолжает Людмила Николаевна. – Физические нагрузки, тем более на воде, отлично сказываются на реабилитации. У кого ДЦП – расслабляются спазмированные мышцы, улучшается походка. Для других это возможность укрепить иммунитет. Да, и в целом, умение плавать – жизненно необходимый навык. Многие девчонки и мальчишки приходят с паническим страхом перед водой, кто-то тонул, например, в детском возрасте. Здесь же они учатся преодолевать себя».
Не работы ради, а отдыха для
Мало кто знает, но наряду со всеми известными лигами КВН есть еще одна – особая. В ней играют люди с ОВЗ. Такая команда существует и в Воронеже. Капитаном является Татьяна Богданова. Да, находит время психолог-общественник-спортсмен даже на шутки.
Выступать наши ребята начали 4 года назад, в основном это борьба за место в четвертьфинале, то есть за звание лучших в ЦФО. В этом году у воронежских ИНВА-КВНщиков большой успех – пробились в полуфинал, который прошел в Санкт-Петербурге.
«Мы начинали с нуля, поэтому за несколько лет выйти на такой уровень – очень достойно. У нас большие амбиции, так что еще года 2 и можно идти в чемпионы!», – улыбается Таня.
Неплохие результаты Богданова показывает и во время игры «Что? Где? Когда?». Вместе с командами от других организаций члены ВОИ встречаются на базе областного клуба интеллектуальных игр «Афина». Свое название в этом случае они расшифровывают, как «веселые остроумные интеллектуалы». И это – чистая правда.
«Мы всегда в тройке лидеров, занимаем призовые места. От общества инвалидов также выезжаем на межрегиональные соревнования по «Что? Где? Когда?». И КВН, и интеллектуальные игры помогают мне расслабиться и на время забыть о текущих проблемах».
На предположение о том, что люди с инвалидностью – крепче духом, чем здоровые, раз им приходится прикладывать в тысячу раз больше усилий для выполнения элементарных задач (например, подняться по лестнице), Татьяна отвечает категорично:
«Мы не лучше, не сильнее – мы такие же, как все. Среди нас есть и те, кто смиряется с судьбой, и кто противостоит и отчаянно борется, и кто распускает нюни и впадает в депрессию. Очень многие инвалиды уверены: если они попали в такую ситуацию, значит, им все должны. Но это не так! Конечно, им нужно оказывать помощь, особенно если она реально требуется. Но при этом не стоит давить на окружающих своим недугом. Все должны быть взаимно вежливы».