Не такой, как все. Как изменить гиперактивного ребенка?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Не такой, как все. Как изменить гиперактивного ребенка?

17 октября 2011 / просмотров – 2339
Здоровье
Часто, наблюдая за излишне активными, непоседливыми детьми, мы считаем, что им элементарно не хватает воспитания. Однако все не так просто. Существует такое понятие, как «гиперактивный ребенок». И это не качество характера или необузданный темперамент. На самом деле, это диагноз, который имеет вполне конкретную этимологию и оказывает влияние на все стороны жизни ребенка. Зачастую справиться с гиперактивным малышом не то что сложно, а практически невозможно. Родители встают перед сложным вопросом: как правильно себя вести, нужно ли обращаться к специалисту, виноваты ли они в том, что их ребенок не такой, как все.
Первым, кто научно обосновал поведение чрезмерно подвижного ребенка, был немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман в середине XIX века. Такому малышу он дал прозвище «Непоседа Фил». И только с 60-х годов XX века такое состояние официально стало рассматриваться как патологическое, вызываемое минимальными расстройствами функций мозга. С 80-х годов ХХ века в Международной классификации болезней появилось заболевание – «синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью» (СНВГ или СДВГ).
По данным исследований СНВГ встречается у 2–18 % детей. Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы ребенка и проявляется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением, памятью и социальной адаптацией. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы.

Когда надо бить тревогу?
Симптоматика данного заболевания почти всегда появляется до 7 лет, обычно в 4 года. Но родители начинают серьезно беспокоиться и обращаться к врачу за консультацией, когда малышу исполняется 8–10 лет: когда учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. С диагнозом «гиперактивность» достичь этого без посторонней помощи невозможно.
Родителям стоит беспокоиться, если у их ребенка: нарушено внимание (неспособность надолго сосредоточиться на предмете, плохая память, повышенная отвлекаемость и возбудимость, еще большее снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно), повышенная импульсивность (частые выкрики с места во время уроков, «влезания» в разговор других, неспособность ждать своей очереди, частые драки с другими детьми). В дошкольном и раннем школьном возрасте гиперактивные дети непрерывно или импульсивно бегают, ползают, карабкаются, суетятся. Они не могут сидеть на месте, им постоянно требуется движение. Кроме того, у таких детей бывает ночное недержание мочи, они хуже засыпают.

Почему они такие?
Многочисленные исследования, посвященные изучению причин гиперактивности, выделяют три группы факторов, которые могут служить причинами развития синдрома. Первый – медико-биологический. Это различные вредные воздействия на плод во время беременности: инфекции, токсикозы, вредные привычки матери, резус-конфликт, попытки прерывания беременности, стрессы и прочее. Влияние на появление данного заболевания может оказать и возраст родителей: для женщины фактором риска является возраст от 30, для мужчины – от 39 лет.
Причиной синдрома гиперактивности также может служить врожденная, в том числе наследственная неполноценность некоторых функциональных систем мозга. Исследования показывают, что 20–30 % родителей больных детей страдают (или страдали) синдромом нарушения внимания с гиперактивностью.
Большое влияние на появление СНВГ оказывает психологический климат в семье, особенности воспитания. По мнению многих психотерапевтов можно с уверенностью говорить о том, что семья, сохраняющая и оберегающая доверительные, любящие отношения между отцом и матерью ребенка, является гарантом его физического, психологического и психического здоровья.

Как действовать?
Прежде всего, лечение начинается с работы с родителями, потому что они не знают, что делать с гиперактивным ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Необходимо объяснить им причины поведения малыша, обсудить стратегию воспитания.
Медикаментозное лечение эффективно примерно в 75–80 % случаев. Однако его действие, хотя и выраженное, все же симптоматическое, поэтому его проводят годами, при необходимости продолжая в юношеском и зрелом возрасте. Стоит отметить, что лекарства не позволяют излечить синдром нарушения внимания с гиперактивностью, но подавление симптомов облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Если ребенок получает психостимуляторы (самое распространенное средство при данном заболевании), то важно наблюдать за его поведением тогда, когда их действие еще не закончилось.
Психотерапия и создание благоприятной для ребенка обстановки – неотъемлемая часть лечения гиперактивности
Дело в том, что эффект этих препаратов кратковременен (за исключением пролонгированных форм). Назначают же их обычно утром и в полдень, поэтому если родители видят ребенка только во второй половине дня, они могут не заметить улучшения в поведении и, таким образом, ошибочно счесть препарат неэффективным.
Нейролептики показаны при выраженной гиперактивности и агрессивности. Однако они снижают внимание, тем самым усугубляя одно из основных проявлений синдрома – нарушение внимания.
Родителям гиперактивного ребенка врачи советуют не прибегать к физическому наказанию, избегать слов «нет» и «нельзя», поддерживать четкий распорядок дня, развивать у ребенка осознанное торможение (перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1), определить для ребенка рамки поведения (эти дети не нуждаются, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим), завести дневник самоконтроля и отмечать в нем успехи ребенка в школе и дома. Одна из основных задач родителей – найти те занятия, которые бы «удавались» ребенку. И не забывать о том, что нельзя нервничать и раздражаться: спокойствие мамы и папы – лучший пример для ребенка.
Для постановки диагноза «синдром нарушения внимания с гиперактивностью» необходимы: подробные сведения о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных недугах, операциях, поведении ребенка в настоящее время. Очень поможет составление хронологической таблицы, в которой была бы отражена последовательность возникновения симптомов (трудностей в отношениях с родителями, учебе, в общении со сверстниками, особенностей поведения дома). Необходимо комплексное обследование невропатолога, ведь неврологическая микросимптоматика не редкость при данном заболевании.
Обычно малыши раннего возраста с СНВГ чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам), отличаются громким плачем, нарушениями сна, могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1–2 месяца позже остальных), также они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.
Система Orphus
Комментарии
  • 17.11. 16:12 Виктория (Гость) Спасибо, очень хорошо и понятно написано, пишите побольше про здоровье детей!!
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели