В преддверии премьеры мы пообщались с Юлией Каландаришвили, которая успешно работает с современной драматургией и выпускает спектакли, интересные не только юным зрителям, но и взрослым.
«Почему я стала заниматься театром для детей? Потому что мне как режиссеру и как человеку нравится возвращаться к истокам. К тому, с чего все начиналось, когда ты еще вообще ничего не знал. Получается весело и не заумно, – объясняет она. – Сейчас много качественной детской литературы, затрагивающей серьезные темы. Но в книжке Эльвиры Линдо на первом плане не они. Это абсолютно хулиганская история, в которой, если разобраться, есть животрепещущие вопросы».
По мнению Юлии, и у детей, и у взрослых проблемы одинаковые. Только одни сталкиваются с ними впервые и еще не понимают, как надо поступать. Манолито, к примеру, узнает о существовании неполных семей, влюбляется, учится находить общий язык со сверстниками и учителями…
«Спектакль предназначен для детей 9-11 лет. Это специфическая возрастная категория, которая одной ногой находится в песочнице, а другой – в подростковой среде. Она полна контрастов и в полной мере не исследована. На мой взгляд, это достаточно сознательные люди, размышляющие о своей будущей профессии, обустройстве мира и своем месте в нем, – говорит режиссер. – Мы рекомендуем спектакль для семейного просмотра Порой полезно увидеть окружающих глазами человека, которого ты хочешь чему-то научить, отказавшись от позиции «я – большой, ты – маленький». Важен контакт с ребенком, сотворчество, моменты, когда вы чему-то учитесь вместе. Надо понимать, чем он интересуется, каково его настроение. А то мы, взрослые, все такие знающие и умеющие, хотя это на самом деле это не так. Я сталкиваюсь в повседневной жизни с теми же проблемами, что и 10-летний Манолито. Только мне кажется, что я знаю, как с ними справиться, а наш герой честно признает, что он пока не в курсе».
Манолито скорее хулиган, чем ботаник. И, видимо, поэтому он так интересен молодому режиссеру.
«В детстве я была абсолютной оторвой, двоечницей, меня собирались выгонять из школы... А в 18 лет стала преподавать. В общем, ничего себе так получилась, – вспоминает Юля. – Долгое время я не понимала, почему история этого испанского мальчика заинтересовала меня именно сейчас. А потом осознала: я хочу научиться относиться к серьезным вещам несерьезно. Это принципиальный момент. Работая над спектаклем, я открываю что-то новое в самой себе».
В этой постановке нет исполнителя главной роли. Абсолютно все актеры, задействованные в ней, на первом плане.
«Как режиссер, выпустивший определенное количество работ, я хочу отходить от тех знаний, которые у меня есть, – комментирует Юлия Каландаришвили. – Театр для детей уводит от знакомых форм, потому что главное в нем – это игра. Там нет школы Станиславского. Он намного естественнее. Я могу быть папой или мамой, через пять минут – братом-придурком, а после – соседкой тетей Луисой. Это нормально. В детстве мы так и играли. Мне кажется, это опыт будет полезен для актеров. А пока мы просто кайфуем».