Новая эпоха в развитии науки

Новая эпоха в развитии науки

10 ноября 2018 / просмотров – 2562
Образование

10 ноября весь мир отмечает День науки. Сейчас ученые практически ежедневно совершают открытия в разных сферах знаний, приоткрывая завесу тайн над человеческим сознанием, вопросами истории, загадками организма, природы, Вселенной. Наука играет важную роль в жизни современного человека, а праздник отмечается научной общественностью на международном уровне.

С того момента, как первый пещерный человек научился обращаться с камнем и изготавливать орудия, прошло не так уж много времени, и вот мы уже во всю пользуемся благами цивилизации, такими как электричество и Интернет. Несмотря на тот факт, что мы прожили лишь 18 лет в новом тысячелетии, за это время человечество успело достигнуть необычайных успехов в развитии технологий. В материале «ГЧ» речь пойдет об удивительных изобретениях и открытиях, которые появились в XXI веке и заставили по-новому оценить потенциал человечества.

Все в твоих руках
Устройство SixthSense – «ШестоеЧувство» – способно удивить любого, потому что дает человеку, казалось бы, совершенно удивительные возможности, о которых мы все мечтали. Это проектор, который позволяет пользоваться разными мультимедийными возможностями с помощью одних лишь пальцев в любом месте, где пожелаете. Все что нужно – надеть его, закрепить маркеры на пальцах, и найти любую поверхность, будь то стена, зеркало, ваша ладонь, или что-то еще. Все обходится без громоздких механизмов: интерактивная камера соединяется с мобильным компьютером в вашем кармане, а проектор выводит изображение на любую поверхность.

Перечислять возможности гаджета можно очень долго, вот некоторые из них: делать фотографии просто построив из пальцев «рамку» вокруг нужного места, а потом посмотреть их на стене, рисовать, проверять почту, смотреть видео-новости на газете, звонить друзьям «с ладони». А как вам возможность узнать качество товара в магазине лишь посмотрев на него? Или открыв книгу, прослушать аудио-информацию о ее авторе?

Вспомнить все
Искусственное внедрение ложных воспоминаний – это давняя научно-фантастическая идея, вокруг которой построены сюжеты многих книг и фильмов. Но оказывается, эта концепция уже не совсем фантастична, и такие опыты идут полным ходом.

Основная идея заключается в следующем: человека помещают в аппарат функциональной магнитно-резонансной томографии, и люди, находясь внутри аппарата, начинают играть в некую игру. Во время нее их мозг сканируют, а игра дает им обратную связь, под действием которой они формирует новые нейронные связи в мозге. Такой процесс называется нейрофидбэк. С помощью данных, полученных в МРТ, испытуемому рассказывают о том, что происходит в его мозге, а человек в результате начинает контролировать собственную мозговую активность.

Основываясь на этой технологии, был создан ассоциативный декодированный МРТ-нейрофидбэк. Эта техника использует МРТ-аппарат, чтобы обучить людей какому-то навыку или же внедрить в них некую ассоциацию – но сам подопытный даже не подозревает о том, что получает какую-то информацию. Этот прорыв в медицине значительно расширяет горизонты психиатрии в отношении психических расстройств, таких как депрессия и аутизм.

Планета раздора
В 2005 году в Солнечной системе был открыт новый объект – малая планета. Хоть она и «малая», но диаметром на 5% больше Плутона. Названная в честь древнегреческой богини раздора Эриды, она действительно чуть не рассорила астрономов. Одни предлагали придать ей статус «десятой планеты Солнечной системы», другие были против. В итоге на специальном заседании Международного астрономического союза было решено назвать Эриду малой планетой, а Плутон из числа главных планет Солнечной системы исключить. Кстати, это самый далекий известный объект Солнечной системы. Она находится в поясе ледяных астероидов Койпера, находящемся от нас на расстоянии, в 30-50 раз большем расстояния от Земли до Солнца.

Абиогенное происхождение нефти
Экологи регулярно напоминают нам, что запасы нефти и газа вскоре подойдут к концу. Это может привести к коллапсу современной цивилизации. Однако российские ученые из университета имени Губкина утверждают, что это не так. Путем экспериментов и теоретических расчетов они доказали, что нефть и газ могут формироваться не в результате разложения органических веществ, как гласит общепринятая теория, а абиогенным (небиологическим) путем. Установлено, что в верхней мантии Земли, на глубинах 100–150 километров, существуют условия для синтеза сложных углеводородных систем.

Крупнейшее географическое открытие XXI века
Одно из самых больших озер в находится в Антарктиде. Но увидеть его нельзя: оно запечатано сверху четырьмя километрами льда. Это озеро Восток, открытое российскими учеными. Существование незамерзающего пресного водоема было предсказано теоретически в ¬50-е годы прошлого века, а официальное подтверждение гипотеза получила в 1996 году. На основании геофизических данных были начаты буровые работы. После более 30 лет бурения, в 2012 году ученые проникли в подледниковое озеро. Восток является уникальной водной экосистемой, изолированной от земной атмосферы и поверхностной биосферы на протяжении миллионов лет. Его изучение играет огромную роль в построении сценария естественных изменений климата в ближайшие тысячелетия. Изучая водоем, ученые надеются узнать, как зародилась жизнь на Земле и других планетах. Специалистам из Петербургского института ядерной физики РАН удалось найти там ДНК бактерии, которая не совпала ни с одним из известных видов. Она настолько чужда им, что даже поместить ее в какую-то группу бактерий не удалось. 14% ее генов не встречаются у любых других известных видов.

За пределами таблицы Менделеева
С 2000 по 2010 год в лаборатории имени Флерова в Объединенном институте ядерных исследований в подмосковной Дубне ученые впервые синтезировали четыре самых тяжелых элементов с атомными номерами 113, 115, 116, 118. Они получили официальные названия: «нихоний» (Nh), «московиум» (Mc), «теннессин» (Ts) и «оганессон» (Og). Изучение сверхтяжелых элементов позволяет понять законы стабильности ядерной материи, выяснить, как происходил Большой взрыв, объяснить, когда и откуда взялись все элементы периодической таблицы, то есть постигнуть первооснову человеческой жизни и жизни Вселенной. Периодическая система выдает нам существование 170 сверхтяжелых элементов. Пока синтезировано только 118, но это не предел.

Законодательное регулирование науки в России
Создание благоприятных условий для развития научной деятельности в стране является одним из приоритетных направлений в работе Государственной Думы РФ. Депутаты систематически совершенствуют законодательство в области науки и образования. Так, в мае парламентарии приняли законопроект, расширяющий круг образовательных и исследовательских организаций, которые могут создавать инновационные научно-технологические центры. Поправки были внесены в Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах», принятый Госдумой в июне прошлого года. Новые структуры позволят проводить исследования и разработки, откроют возможность гражданам участвовать в перспективных, коммерчески привлекательных научных проектах. В перспективе это повысит инвестиционную привлекательность российских исследований.

Закон предусматривает создание научно-технологических долин на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций. Изменения, принятые депутатами, расширили круг образовательных организаций, которые могут быть инициаторами проекта по созданию инновационных научно-технологических центров, в случае если такие организации соответствуют критериям, устанавливаемым правительством РФ.

Одновременно с этим предусматриваются положения, наделяющие правительство правом принятия решения о создании инновационного научно-технологического центра при наличии соответствующего поручения президента России. Также теперь допускается возможность участника проекта по созданию инновационных научно-технологических центров быть одновременно участником инновационного центра «Сколково».

Государственная Дума расширила полномочия РАН
В минувшем июле вступил в силу президентский законопроект, расширяющий полномочия Российской академии наук. В частности, теперь РАН занимается прогнозированием основных направлений научно-технологического и социально-экономического развития страны, тогда как раньше у РАН были только экспертные функции. Согласно принятому депутатами Государственной Думы закону, за счет средств федерального бюджета РАН будет проводить научные исследования в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства. Также за счет бюджетных ассигнований займется организацией разработки программы фундаментальных научных исследований в России на долгосрочный период и координацией фундаментальных и поисковых научных исследований.

Депутаты предоставили Российской академии наук право направлять в органы государственной власти РФ предложения по вопросам развития законодательства и проводить по указанным вопросам публичные слушания, а также закрепили за РАН необходимость информирования МИД России о международном сотрудничестве в сфере научной и научно-технической деятельности.

Государственным научным центрам готовят новую роль
Деятельность по формированию благоприятных условий для развития научной работы в стране стала особенно актуальной для федерального центра после утверждения госпрограммы «Цифровая экономика РФ». Так, в феврале этого года Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект о присвоении статуса государственных научных центров РФ. Это позволит освободить ГНЦ от налога на имущество организаций и предоставить льготы по земельному налогу. Документ, приводит нормативную базу, регулирующую деятельность ГНЦ, в соответствие с современными условиями и потребностями в развитии научно-технологического комплекса.

Единство науки и образования
Современное общество как никогда остро нуждается в специалистах, обладающих хорошими знаниями и умением претворять их в жизнь, в молодежи образованной, технически грамотной, способной хорошо ориентироваться в новых технологиях. Перед школой стоит проблема – подготовить детей к жизни и профессиональной деятельности в высокообразованной среде, к возможности получать образование с использованием информационных технологий обучения.

1 марта в Послании к Федеральному Собранию президент РФ отметил, что нужно переходить к принципиально новым технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску и, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху. По словам Владимира Путина, такая система должна охватить всю территорию страны, интегрировать возможности таких площадок, как «Сириус», «Кванториумы», центры дополнительного образования и детского творчества во всех регионах России.

Напомним, в прошлом году в столице Черноземья открылся «Кванториум» – площадка, готовящая будущих инженеров и разработчиков. Всего в детском технопарке пять направлений – «Геоквантум», «Аэроквантум», «Робоквантум», «Энерджиквантум» и «VR-квантум». Технопарк разделен на функциональные зоны – каждое помещение оборудовано в соответствии со спецификой занятий «квантумов». Кажется, что ты попал в будущее, где все оптимизированно и совершенно. Так, на первом этаже в зале стоят лазерные станки, где можно создать разные детали. VR-квантум оборудован шлемами виртуальной реальности. Здесь детей учат самостоятельно работать с современными камерами панорамной фото- и видеосъемки, моделировать при помощи 3D собственные виртуальные миры. В «Робоквантуме» подростки с педагогами работают над созданием специальных узлов для теплиц – выполняют задание одной из компаний. Ученики «Геоквантума» решают задачи в сфере транспорта и логистики, сельском хозяйстве и ЖКХ, археологии, землеустройстве, геологоразведке, градостроительстве и других. В «Аэроквантуме» конструируют беспилотные летательные аппараты, радиоэлектронику. Ребята из «Энерджиквантума» занимаются проектированием альтернативных источников энергии, изучают основы электротехники, возобновляемой энергетики, электроники и электромонтажа. Рабочие места почти во всех квантумах оборудованы быстрыми компьютерами или планшетами. Везде есть огромные мониторы – все они сенсорные.

На строительство этого центра из федерального бюджета было выделено свыше 57 миллионов рублей, в целом стоимость проекта составила порядка 109 миллионов рублей. Благодаря софинансированию федерального центра всего по России должно появиться 17 аналогичных детских технопарков. Трехсторонняя комиссия по вопросам межбюджетных отношений, в которую входит депутат Государственной Думы от Воронежской области Сергей Чижов, распределила на строительство «Кванториумов» 925 миллионов рублей.

В законе об образовании может появиться определение «открытый университет»
Широкие возможности для образования и самообразования в современном мире дают новые технологии. Депутаты Государственной Думы планируют разработать поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающие введение новой категории вузов – так называемые «электронные университеты». Инициатива направлена на развитие системы электронного обучения. Отмечается, что на сегодняшний день наша страна пока еще уступает по качеству и скорости распространения механизмов дистанционного обучения общемировым темпам. И для ускорения этого процесса парламентарии предлагают создать соответствующую нормативно-правовую базу – помимо поправок в закон об образовании они предлагают разработать отдельный закон «Об индустрии электронного обучения», а также сформировать систему стимулов для внедрения дистанционных образовательных технологий.

Экспертное мнение

Депутат Государственной Думы от Воронежской области Сергей Чижов
Благодаря решениям, разработанным Комитетом по бюджету и налогам, в Воронежской области реализуются меры по укреплению престижа профессии педагога, модернизации образовательного процесса, формированию комплексной инфраструктуры поддержки талантов.
За последние десять лет финансирование отрасли в регионе удалось увеличить почти в 2 раза! Объем средств, которые на ближайшие три года предусмотрены Воронежской области только на создание новых мест в школах, составляет 1,2 миллиарда рублей.
Достигнуты значительные успехи в развитии инклюзии. В средней школе реализуются серьезные исследовательские проекты. Юные воронежцы одерживают научные победы во всероссийских и международных конкурсах.